Попробую что-то написать про Непал, хотя очевидно, что вряд ли получится передать как следует – слишком уж необычно. Все необычно, начиная непосредственно со столицы – Катманду – города, который бьет по голове, как обухом бамбуковой палкой, настолько он контрастен и ярок, и заканчивая самой высокой точкой моего пути – перевалом Thorong La (5416 м.), который метров на 600 выше самой высокой горы в Альпах.

Непальская действительность воздействует всем: горами – когда в течение долгого времени идешь бок о бок с шести-, семи- и восьмитысячниками – к ним невозможно привыкнуть; политикой – потому что видеть на фоне этих самых гор красные флаги с серпом и молотом, которые и так отпечатались на сетчатке на всю жизнь, мягко говоря, странно; тропиками – так как предгорья Непала это чистые джунгли; блестящим до слепоты снегом и синим до черноты небом там, наверху…

1.

Сразу стоит сказать, что в этой записи получилось много текста и мало фото, но в последующих пропорция, видимо, будет меняться с точностью до наоборот, так как с каждым метром высоты все меньше становилось мыслей :)

Итак… Как это часто бывает, изначально поехать планировали несколько человек. Потом осталось трое. Потом, как повелось, остались самые стойкие – двое. Последний претендент, который слишком долго колебался, заболел воспалением легких. В итоге 11 апреля в терминале «С» аэропорта Шереметьево оказались Анастасия Т. (она же ragazza_strana).

2.

и ваш покорный слуга

3.

Точно могу сказать одно: если бы отменились все, я бы поехал один.

За день до вылета, на работе, я подошел к начальнику, показал ему сводку новостей по Пакистану и Непалу (мы летели через Карачи) – и там и там было довольно неспокойно – и вкрадчиво спросил: «Я ценный сотрудник?». Рассчитывать на что-нибудь, кроме фразы «Ну, допустим», разумеется, не стоило – цинизм новостников по своей махровости может спорить только с юмором патологоанатомов. После обмена любезностями на тему «ценный сотрудник и мудрый начальник – pro et contra» я попросил, чтобы мне сделали пресс-карту. Под шумок такая же пресс-карта была сделана и Насте, так что теперь, с одной стороны, мы были в большей безопасности, чем обычные люди, с другой, известно, что журналистов охотнее берут в заложники. Такой же вывод сделало и начальствующее сословие: выдав пресс-карты, оно сказало, что это нам не поможет.

В последние дни возникли непредвиденные оргпроблемы – выяснилось, что мы прилетаем в Непал в субботу, воскресенье – выходной, а, кажется, в понедельник непальский Новый год (первый раз в жизни праздновал два Новых года в году), то есть получить пропуски в зону массива Аннапурна, которая считается заповедной, нам светило только через три дня после прилета, а отпуск не резиновый… К счастью, в Катманду работают русские – Катерина из Royal Mountain Travel смогла заранее оформить пропуски и даже купить нам билеты на автобус до Бесисахара (город в 5 часах езды от столицы, откуда, собственно, начинается трек), а кроме того, надавала кучу ценных советов, за что ей огромное спасибо!

Помимо сборов и поисков необходимого снаряжения я судорожно пытался купить трекинговые ботинки, начитавшись историй о том, какая это хорошая обувь и как она незаменима наверху. Разумеется, те ботинки, которые выбрал через интернет, сразу кончились во всех магазинах (равно как и фляги и куча других вещей). Лишь только в одном продавец принес требуемое, но ботинки были разноцветными – один выцвел, с полгода простояв на витрине.
Также надо было купить телескопические палки – тоже писали, что они необходимы на большой высоте, ибо ноги слабеют. Кроме того, нужно термобелье…

В меня, чувствую, полетят камни со стороны хотя бы той же Насти, которая шла в трекинговых ботинках и с палками, но у каждого своя правда. Так вот, моя правда заключается в том, что термобелье и телескопические палки оказлись не нужны, трекинговые ботинки тоже – весь путь я прошел частично босиком, но большей частью в сандалиях на босу ногу, и лишь за два часа до выхода на перевал пришлось надеть носки, потому что идти по снегу стало холодно. А чертовы ботинки все время ехали в рюкзаке, занимали место и давили на плечи!

Но это выяснилось потом, а пока мы загрузились в Boeing PIA (Pakistan International Airlines). Десятичасовой перелет с промежуточной посадкой в Дубай и переменой самолета в Карачи. На пути туда стыковка рейсов 3 часа, на обратном – 17. На время стыковок PIA предоставляет бесплатные гостиницу и питание. Изначально было страшновато лететь пакистанцами – все эти истории о терактах и пр. Плюс когда я при покупке билетов со скидкой в клубе Кайлаш спросил, можно ли будет погулять по Карачи и искупаться в океане, было сказано, ни в коем случае нельзя выходить из гостиницы без сопровождения и т.д. и т.п. Но как и в случае с трекинговыми ботинками все оказалось полной ерундой.

Обслуживание в самолете было безупречным, еда на борту вкусной (в гостинице – просто фантастической!), в Карачи никто нас не застрелил и не взял в заложники, в Индийском океане удалось искупаться дважды, кроме того, Настя покаталась на морской черепахе и на верблюде, а я купил национальную пакистанскую одежду. В общем, несмотря на то что в Пакистане мы были не больше 20 часов, то есть галопом по европам, мне там понравилось очень, и возникло желание приехать в страну наподольше.
Еще о сервисе – на обратном пути в аэропорту при досмотре возникли проблемы с холодным оружием, и пакистанские пограничники показали себя с самой лучшей стороны, вместо того чтобы засадить нас в зиндан :) Но об этом позже.

В самолете мы познакомились с несколькими ребятами и девушками из России. Последние тоже планировали обойти вокруг Аннапурны, только в обратном направлении, что довольно сложно. Если идти наоборот, то для подъема на перевал приходится набирать около полутора километров высоты. Может сказаться недостаточная акклиматизация, да и физически это непросто. Если идти заведенным порядком, как мы, набор в перевал всего (кхе-кхе) 900 метров.

Уже в полете я вспомнил, что оставил дома компас (потом оказалось, он на фиг не был нужен). Каково же было удивление, когда стюардессы, раздав напитки и обед, стали предлагать различные товары из duty free, и среди прочего обнаружилась коробочка с компасом! К нему почему-то прилагалась подстилка небольшого размера, но какая разница? Главное – компас! В ответ на просьбу продать желаемое стюардесса изумленно воззрилась на меня и спросила, не мусульманин ли я. Ответ был, разумеется, «нет». Странно поглядывая, она продала коробочку и ушла, несколько раз обернувшись. До сих пор стыдно, но догадаться, что это молитвенный коврик, к которому прилагается компас, чтобы определять, в какой стороне Мекка, удалось не сразу…

***

Полет длился и длился, постепенно из головы выветрились все мысли за исключением одной – на мониторе, который с самого начала показывал скорость самолета, маршрут, высоту полета и забортную температуру, при прохождении отметки в 5400 метров снаружи было минус 35. Задумчиво поглядывая на компас, понял, что при такой температуре на перевале его стрелка просто примерзнет. Впрочем, я этого, наверное, не увижу, потому что примерзну к чему-нибудь еще раньше. Пока же стрелка почему-то четко указывала сюда:

4.

В Дубае в самолете остались только мы, вышеупомянутые девушки и юноши, а также группа украинских альпинистов, которые ехали восходить на Эверест. Потом самолет вновь забился под завязку – на этот раз шейхами в белых одеяниях. Голос пилота в динамике прочел молитву, и мы взлетели.

По-моему, арабские страны – единственное место, где женщина может почувствовать себя ЖЕНЩИНОЙ. В том смысле, что мужским вниманием она обойдена не будет. Когда товарищ Настя двигала в сторону самолетного туалета, созерцать ее фигуру начинали сразу оба ряда – увенчанные чалмами и повязками головы склонялись в проход, а кое-кто из товарищей в белом чуть не выпадал из кресла. Тяжелая, видать, у них жизнь.

Ожидание пересадки в Карачи прошло совершенно незаметно, так как бестолочи в Шереметьево оформили наш багаж только до Пакистана. Хорошо, что на это кто-то обратил внимание, и мы ринулись в пограничную зону с просьбой перебить в квитанциях пункт назначения на Катманду. В противном случае пришлось бы забрать багаж, переоформить и тут же снова его сдать.
Уяснив суть проблемы, пакистанский пограничник тяжело вздохнул: видимо, с бестолочами из Шереметьево это случается сплошь и рядом.

Наконец Катманду! Жара. Вялотекущее, но доброжелательное оформление визы. Поиск таблички с нашими именами в толпе встречающих (Катерина из Royal Mountain выслала водителя, который встречал нас и еще двух туристов). Забирание пермитов (пропусков). Гостиница (впервые видел служащих отеля, которые действительно рады постояльцам) и выход в город…

На погулять было несколько часов, потому что прилетели под вечер, а на следующий день автобус уезжал в 7 утра.
Что можно сказать о городе… Чувствуешь, будто в сказке. Есть и плохое, есть хорошее. Только и то и это очень ярко выражено… Пыльно. Грязно. Местами вонюче. Чудовищное расслоение общества – от бедных до богатых. Светофоры не работают. Как на перекрестках ежесекундно не происходят аварии – непонятно. Впервые в жизни увидел мигающий красный свет. Переходить дорогу страшно еще потому, что левостороннее движение. В туристическом районе города – Тамеле на узких улочках чудом разъезжаются автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды и велорикши. Они лавируют в густой толпе людей. Тротуаров нет. Сигналят постоянно.

Возле особо важных пунктов в городе дежурят солдаты. В отличие от нашей доблестной милиции, одетой во что-то стандартно мышиного цвета и с небольшими АКМ в руках, непальские солдаты носят хаки с преобладанием серо-голубых тонов, а в руках у них такие автоматы и пулеметы, что понимаешь: лучше не доводить, чтобы он из этой штуки бабахнул.

Магазины – рай для туристов. Женщин нужно особо держать на коротком поводке :) удерживать: вещи в магазинах не повторяются, и любая зарплата, даже при самой бойкой торговле, уйдет на ура в первых же трех лавках. Есть все – от шарфов и платков из индийского кашемира, заканчивая свитерами из ячьей шерсти и китайскими спальниками. От трекиновых ботинок, до Камасутры. От «Сникерсов» до загнутых наподобие клыка, центрированных непальских ножей кукри. От предметов старины, индуистских и буддистских культов до ярко начищенных подносов, блюд и емкостей в медных лавках. Есть магазины специализированной фототехники, причем оптика, говорят, стоит очень дешево – даже японцы приезжают, чтобы покупать объективы для Canon и Nikon. Еда любая – вплоть до свежевыжатых соков из манго, папайи, бананов и пр.

Торговаться можно и нужно везде, например, при заселении в гостиницу – даже тут можно сбавить цену. Лишь в центре города есть магазины, где на витрине написано, что цена фиксирована.

В общем, Катманду – город, который вштыривает не па-деццки, и где можно хорошо оттопыриться – на все сто :)

5.

Первым делом, как пришли в гостиницу, я ухватил фотоаппарат и выглянул в окно…

6. Вид из гостиничного номера

Катманду окружен небольшими горами, полагаю, по аналогии с Крымом, высотою метров в семьсот-километра полтора. На фото выше – гостиница. Видимо, довольно дорогая. Черные бочки сверху – вода для душа, которую нагревает солнце. Основной источник горячей воды – это вот такие бочки на 500 литров.

Дом напротив, видимо, строящаяся гостиница. В окне сидит мальчик, играет сам с собой в строителя и, судя по движениям, замешивает бетон.

7.

Вскоре внизу появляется нищенка с ребенком за спиной.

8.

Она усаживает мальчика на лестницу, находит где-то миску, что в нее кладет. Ребенок сидит и ест из миски руками. Тут же рядом ошивается собака в ожидании – вдруг перепадет что.

9.

Прямо под окнами что-то типа небольшого паркинга на непальский манер.

10.

Здесь же авторемонтная мастерская, здесь же туалет с краном насосного типа (это, кстати, роскошь, обратите внимание!).

11. Глагол to let :)

Тут же живет коза. Ее голодное блеяние слышалось полночи. Видимо, предчувствовала скорое жертвоприношение.

Дома в городе зачастую трущобного типа и расположены иногда, мягко скажем, странно. Например, здесь жизнь идет по принципу глаза в глаза.

12.

Первый раз мы шли по улицам с опаской, потом привыкли.

13.

14. Современное и древнее

15. Носильщица. Снимал «от бедра»

16. Продавщица овощей

Ну, а вот и магазины… Вещи, как правило, не повторяются, то есть в соседних магазинах совсем другой ассортимент. Радостное лицо тетеньки на переднем плане это подтверждает.

17.

Вообще непонятно, почему до сих пор не налажен бизнес по вывозу вещей в Россию, как в свое время это делалось с Эмиратами, Турцией и Пакистаном.

***

Уже в Катманду со светом проблема. На ночь электричество в большинстве районов отключают (чем выше в горы, тем меньше электричества). Отключения происходят и днем, поэтому каждая уважающая себя гостиница обзаводится дизельным двигателем для выработки электричества. Соответственно, в Тамеле ночью слышно постоянное тарахтенье, и ветер нет-нет да и доносит в номер продукты сгорания. Из-за дефицита света в гостиницах нет стиральных машин, все белье + то, что отдают стирать постояльцы, стирается вручную.

18.

Хорошо, что не в реке. Реки в Катманду – страшное зрелище. По ним плавают острова из мусора, цвет воды варьирует от черного до нежно-молочного. И запах… Конечно, запах… Глядя на эту воду, я понял одно – не дай бог туда свалиться. Тогда имеет смысл утопиться в реке сразу же. Даже страшно представить, какой букет можно вынести из реки, начиная от гепатита, заканчивая шистосоматозом. Именно поэтому зубы мы чистили водой из бутылки.

Но ничего страшного, просто местный колорит.

Вечерний Тамель – очень интересное зрелище. Электричество еще есть, и можно бегать по магазинам.

19. Настя довольна – все, что лежит на прилавке, продавец вывалил для нее

Дельный совет. В Катманду стоит взять велорикшу – это возможность получить хороший experience и ощущение сопричастности всему происходящему на улице, потому что коляска рикши не застеклена, и одновременно отстраненности, потому что едешь вроде как на транспорте. Нашего рикшу мы попросили проехать вокруг Тамеля, и вот что из этого получилось:

20. В такой толчее все идут и едут

21. В ожидании покупателей

22. Продавщица сигарет

23. Фруктовая лавка

***

Не очень приятен факт, что после выборов в Непале к власти пришли маоисты. Коммунизм сам по себе не очень хорош, а когда им заправляют китайцы… Еще Арсеньев – автор «Дерсу Узала» – написал: «там, где появляются китайцы, заканчивается все». Официально Непал поддерживает Китай, ну еще бы! Он же рядом: когда мы спустились с перевала, то были менее чем в 100 километрах от границы с Тибетом (читай – Китаем).

А неофициально на каждом углу в Катманду можно купить футболку с надписью Free Tibet. Надеюсь, я не прав, но, кажется, в ближайшем будущем в Непале могут закрутить гайки. Падение 250-летней монархии за несколько месяцев – большое потрясение. За время противостояния между официальной властью (когда правила династия) и маоистами погибло несколько тысяч человек.

К сожалению, последний король оказался очень непопулярен у населения вследствие того, каким путем он пришел к власти. Несколько лет назад наследный принц, обидевшись на королевскую семью за запрет жениться по собственному усмотрению, за обедом расстрелял всех родных из автомата и покончил с собой. В результате править стал дядя принца – единственный, кто не присутствовал на том обеде, и это послужило причиной слухов, что дядя всю эту историю и подстроил…

Я спрашивал, какова будет дальнейшая судьба свергнутого короля. Сказали так: если он захочет жить как простой гражданин – пожалуйста. Если попробует снова попытаться захватить власть, будет казнен.

Да, так вот, к чему все это. Стоило пролететь несколько тысяч километров, чтобы увидеть те самые серп и молот. Причем повсюду! Даже в Тамеле посреди рекламы и вывесок ненавязчиво появляется знакомая эмблема…

24.

25. А вот так выглядит предвыборная агитка

Вся эта наглядная агитация еще потом встретится в горах.
А пока рикша привез нас в один из буддистских храмов. Было совсем темно, и все казалось таинственным – сверху струится темно-оранжевый свет…

26.

27.

28.

29. Какое-то из божеств за несколькими порогами и под замком. Похоже, Будда Майтрейя

30. Эти двое охраняют покой божества

31. Тимпан над входом в храм с Буддой Шакьямуни по центру

32. Будды. Просветленные – с длинными мочками

А надо всем этим невозмутимо покачивается свежестиранное белье.

33.

На этом первый день закончился. Мы вернулись в гостиницу, на следующий день предстоял выезд в неизвестность. Ну, а по возвращении у нас еще раз появилась возможность окунуться в сутолоку Катманду.

34.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *