Терпеть не могу писать на подобные темы, но стоит расставить некоторые точки над i ввиду того, что эта резня отчасти затронула меня (ее чудом избежал мой друг из местных) и ввиду того, что отечественные СМИ, как водится, гоняются за жареными фактами и даже не удосуживаются определить, например, точное место преступления, не говоря уже о том, что приплетают к атаке афганских талибов. Очевидно, почему так происходит: редакторы, пишущие новости (говорю, исходя в том числе из своего достаточно богатого опыта), ограничены как во времени – нужно быстрее писать, иначе в рейтинг «Яндекса» не попадешь, так и в желании разобраться в ситуации.

Перво-наперво о месте, где были убиты альпинисты. Российские СМИ сообщают о так называемых Fairy Meadows – сказочных полянах, в районе которых, как правило, располагается один из базовых лагерей для восхождения на Нанга Парбат. Это неверно. У Нанга Парбат три основных склона, по которым восходят альпинисты. Это Рупальский склон (южная сторона восьмитысячника) – самая высокая стена в мире – более 4 километров в высоту; это Ракиотский склон, обращенный на север, рядом с ним располагается как раз Fairy Meadows; наконец это Диамирский склон, обращенный на северо-запад. Именно в базовом лагере последнего и произошли убийства.

Нижняя зеленая точка – базлаг склона Рупал, верхняя – базлаг склона Ракиот, красная – базлаг Диамирского склона

Фрагмент Рупальского склона – самой высокой стены в мире

Ракиотский склон Нанга Парбат

А это фото Диамирского склона я сделал в октябре 2010 года. В эту долину пришли убийцы и по ней же они должны были уйти

Во-вторых, стоит объяснить хотя бы вкратце, чем горы отличаются от ровной местности, потому что большинство людей, живущих на равнине, себе этого не представляют, и отсюда в новостях афганские талибы ухитряются застрелить альпинистов в Северном Пакистане и скрыться (видимо, у них, как у ангелов, есть крылья). Высокогорные области недаром быстро приучают путешественника мерить расстояние не километрами, а часами пути. Потому что километры не имеют никакого значения. В горах расстояние от точки до точки по прямой может быть 50 километров, но с учетом рельефа местности путь может занять, например, неделю (и это будет весьма тяжелый горный поход, а не загородная прогулка), хотя на равнине такое расстояние здоровый человек в состоянии пройти за день.

Местность, где были убиты альпинисты, находится более чем в 260 километрах от границы с Афганистаном, это, повторюсь, горная местность, и афганские талибы не то что были бы круглыми идиотами, делая вылазки вглубь другого государства на такие расстояния, они бы просто устали. Точно так же афганские талибы не в состоянии были бы раздобыть форму гилгитских скаутов, в которую были переодеты убийцы (гилгитские скауты – местная военизированная полиция).

Именно поэтому группы альпинистов, находящиеся в горах пакистанского Каракорума, отказались эвакуироваться после инцидента возле Нанга Парбат, что дало повод нашим СМИ заниматься различными спекуляциями на эту тему (вновь невежество и рейтинг) – потому что альпинисты знают на собственном опыте о том, что говорилось в абзаце, начинающемся с «во-вторых». Кроме того, альпинисты знают разницу между пакистанским Каракорумом и пакистанскими же Гималаями. Это две разные горные системы, а Нанга Парбат – это гималайский восьмитысячник.

Вид на горы Каракорума от Нанга Парбат

В-третьих, о терминах. Невежественные СМИ знают слово «талиб» и называют так едва ли не всех террористов в афгано-пакистанском регионе, чем вводят в заблуждение читателей. Этому в какой-то степени способствует самоназвание различных группировок, в титулах которых есть слово «талиб». Однако, к примеру, существуют Арабские Эмираты, в Бухаре (Узбекистан) раньше тоже был эмират со своим правителем – эмиром, в Чечне различные сепаратистские группировки не так давно заявляли о создании местного имарата (эмирата). Слово одно и то же, но, как говорится, почувствуйте разницу.

В-четвертых, и это подтвердит любой горный проводник, теракт в таких горах и на таких высотах требует очень хорошего знания местности, достаточно сказать, что из базового лагеря, где произошли убийства, уйти можно фактически только по двум-трем ущельям – во всех остальных случаях надо быть альпинистом, либо – см. выше – иметь крылья.

Форма гилгитских скаутов у убийц и прекрасное знание местности говорят о том, что к убийствам, скорее всего, причастны местные, однако здесь есть «в-пятых», «в-шестых» и «в-седьмых».

«В-пятых» заключается в том, что Гилгит-Балтистан – очень бедный регион, который частично, видимо, выживает за счет правительственных дотаций, однако основную долю прибыли местным дает туризм, альпинизм и торговля с Китаем, в который жителям региона разрешено въезжать без виз. После начала американского вторжения в Афганистан количество туристов в Гилгит-Балтистане резко сократилось – вновь спасибо СМИ, и местные трясутся над каждым туристом и альпинистом, а на китайцев вообще молятся, потому что те и деньги в регион вкладывают (одна постройка и реконструкция Каракорумского шоссе чего стоит), и дешевыми товарами снабжают, и торговать дают.

Протесты местных жителей и работников туристической отрасли против убийства альпинистов. Кстати, двух людей на фото я знаю лично

Поэтому причастность местных жителей к убийству альпинистов, среди которых три известных китайских восходителя, более чем странна. Да и подобраться к базлагу по местным ущельям можно лишь либо при попустительстве жителей окрестных деревень, либо надо очень хорошо знать местность, чтобы обойти не только деревни, но и, например, времянки пастухов.

«В-шестых» – это сугубо личный аргумент, однако я его тоже приведу. В Гилгит-Балтистане я был дважды (и хочу попасть туда еще, и не раз). Более дружелюбных людей и более хорошего отношения к себе даже в тех районах, где преобладают мусульмане-сунниты, найти трудно. У меня почти постоянно было чувство, что для всех здесь я дорогой и желанный гость, и гостеприимство столь искреннее, что порою даже неловко становилось.

В-седьмых, это самый (к сожалению, да недавнего времени) спокойный регион Пакистана. Здесь даже, насколько помню, тюрем нет, потому что почти нет преступности. Сказанное справедливо не только по отношению иностранцам, но и по отношению к местным. Малое число убийств иностранцев (вроде за несколько десятков лет было несколько таких случаев) относятся к банальному грабежу, чего в избытке в любом тихом и уютном московском дворике, и подобные инциденты в расчет принимать не стоит.

***

При прочтении вариаций на тему, которые выдают наши СМИ относительно случившегося, просто диву даешься – кто в лес, кто про дрова. Кто про афганских талибов, а кто публикует размышления диванных аналитиков, которые приплетают к ситуации создание газопровода Иран — Пакистан.

То что ситуация вокруг убийств более чем странная, бросается в глаза сразу же. Слишком уж много нестыковок. Ответа на то, кто это сделал, и кому это выгодно, я дать не могу. Однако некоторые догадки есть.

Известно, что ответственность за теракт взяла на себя организация «Техрик-е-Талибан Пакистан» Tehrik-e-Taliban Pakistan (TTP) – в приблизительном переводе «Студенческое движение Пакистана». Эта организация сугубо пакистанская и, если верить определению «Википедии», это прикрытие, под эгидой которого выступают различные антиправительственные группировки. Причем какой-либо «генеральной линии» у TTP нет – они совершают преступления как против военных и полицейских, так и против мирного населения вне зависимости от статуса жертвы. На счету преступников и похищения с целью выкупа, и убийства, и разжигание межисламской розни.

Впервые о ней стало известно вроде как в 2002 году, когда пакистанская армия стала проводить спецоперацию в Зоне племен ввиду того, что из Афганистана в Пакистан хлынули боевики, спасавшиеся от американского наступления. Предположительно, это различные банды, объединявшиеся в моменты, когда им это было выгодно, и вновь становившиеся самостоятельными.

Вдаваться в историю не хочется, потому как скорее всего в меня полетят камни, ведь я склонен корни последнего инцидента в базлаге искать в событиях совсем далеких. Вкратце: напряженность в регионе создается, на мой взгляд, издавна и при попустительстве и прямом содействии мирового сообщества. Достаточно сказать, что в период советской войны в Афганистане это самое мировое сообщество давало деньги и оружие для борьбы с советскими войсками, и в лагеря подготовки боевиков в Афганистане и Пакистане стекались бандиты и отребье со всего исламского мира (и не только исламского, кстати), в том числе наемные убийцы и прочие головорезы, которые за хороший куш и родную маму не пожалеют. (Замечу в скобках, что я не оправдываю ни одну из воевавших сторон – ни Советы, ни тех, кто «работал» с другой стороны баррикад, потому как разменной монетой стали афганцы.)

Когда СССР ушел из региона, в Афганистане, приграничных с Пакистаном зонах да и в самом Пакистане осталось, по разным данным, около десяти тысяч таких головорезов. Они ведь никуда делись, не разъехались по домам. Эти люди чувствуют себя в войне как рыба в воде, и в мире они не заинтересованы. Так что политикам стоит лишь «подогревать» интерес, и война будет вечной. Но это снова в сторону…

Поэтому теперь самое интересное. Стоит обратить внимание на город Чилас (выделю его жирным шрифтом).

В августе 2012 года неизвестные расстреляли шиитских паломников недалеко от перевала Бабусар. Это не так далеко от Нанга Парбат. Эта история запомнилась мне очень хорошо, потому что я проезжал через Бабусар, и могу сказать, что этот район в последнее время весьма тихий и спокойный, и местные люди там тоже дружелюбные. Запомнилось еще и то, что убийцы шиитов были переодеты в армейскую форму, и то, что ответственность за преступление взяла на себя все та же Tehrik-e-Taliban Pakistan.

В 2011 году в Кохистане (сопредельный район с районом, где расположена Нанга Парбат) ко мне приставили вооруженную охрану на одном из участков маршрута в связи с участившимися нападениями, кроме того, я запамятовал, что в феврале 2012 года в Кохистане была расстреляна еще одна группа шиитов. Однако местные – пакистанские – аналитики не упустили из виду ничего и даже провели не только параллели, но и перпендикуляры, о которых я сейчас расскажу, но сначала пара замечаний.

В зарубежных СМИ несколько раз появилась новость о том, что боевики, совершившие убийство альпинистов, в течение нескольких дней шли по горам от города Чилас. Это наверняка не так, наверняка они подъехали к горе на максимально близкое расстояние по шоссе и дальше шли пешком. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что ущелье, ведущее в базовый лагерь Диамирского склона, обращено к Чиласу и ближе всего к этому городу.

До двух других базлагов добираться и дольше, и гораздо сложнее, например, чтобы попасть к базлагу на Рупальском склоне, придется лезть на высоту более пяти километров, а из Fairy Meadows выбраться можно только так же, как туда попал, других дорог нет, либо вновь изволь быть альпинистом или иметь крылья. Мало того, местная мафия, которая держит дорогу в районе Fairy Meadows и осуществляет там транспортные перевозки, полагаю, моментально бы вычислила чужаков, как вычислила в свое время меня, о чем писалось здесь.

Диамирская долина в этом плане предоставляет больше возможностей для отхода, и мои местные друзья сообщили, что, как только стало известно о теракте, они обратились к властям с просьбой перекрыть буквально два-три перевала, по которым можно уйти из Диамира. Говорят, что это было сделано с большим опозданием.

И вот любопытная карта-схема трех наиболее масштабных терактов в регионе – убийств двух групп шиитских паломников в феврале и августе 2012 года и убийство альпинистов в Диамире.

Изображение отсюда

Если за базу террористов брать район Чиласа, то все три точки, где были совершены нападения, находятся примерно в 50 километрах от города по прямой.
Добавлю, что Чилас – город, где живут наиболее радикальные мусульмане-сунниты. Здесь чаще всего в регионе происходят межконфессиональные столкновения, да и на улице редко встретишь женщину – это фактически город мужчин.

Так что можно предположить, например, что некая группировка базируется в районе Чиласа, возможно даже, состоит из наиболее радикальных местных жителей и функционирует в регионе с целью дестабилизировать обстановку. И наверняка действует не без помощи властных структур. А вот кому это выгодно в свете политической ситуации (выборы в парламент Пакистана и грядущие президентские выборы), большой вопрос. Потому что, повторюсь, значительное количество местных заинтересованы в туристах, альпинистах и безоблачных отношениях с Китаем, кроме того, выявление такой группировки для местных властей не должно быть трудным делом.

Очень надеюсь, что виновные в убийстве альпинистов будут найдены и наказаны, и Гилгит-Балтистан (а лучше бы и весь Пакистан с Афганистаном в придачу) вновь станет самым спокойным регионом, и не будут страдать ни туристы, ни местные жители.

P.S. Все сказанное выше является моим сугубо личным мнением.

Метки

22 комментария

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *