Мимо обезьян пройти невозможно. Стоит увидеть хотя бы одну – что говорить о нескольких! – как останавливаешься и смотришь, смотришь… Разворачивающееся перед глазами действо кажется ускоренной жизнью, словно серии мыльной оперы, которые вдруг подряд показали по телевизору. От мелькающих жизненных перипетий невольно начинаешь уставать. Подкупает только, что актеры играют хорошо :)

Поначалу видится гротеск, пародия на нас. Смеешься ужимкам и разыгрывающимся интермедиям, но чем дольше находишься среди обезьян, чем больше смотришь, тем сильнее ощущение, что перед тобой не пародия, а самая настоящая жизнь людей, только в миниатюре и чуть проще.

Дядя Дарвин определенно был прав – мы если не потомки обезьян, то наверняка недалекие их родственники. Недалекие во всех смыслах, ага. Впрочем, это европейцам надо было придумывать эволюционные теории, а буддисты и индуисты прекрасно обходятся без них.

1.

В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками Ханумана, то во всяком случае его родственниками. В индуизме Хануман – божественная обезьяна, сын бога ветра и женщины-полубогини, и непальцы верят, что обезьяны понимают человеческую речь и умеют разговаривать, только не показывают этого, чтобы не заставили работать.

Человек – звучит гордо, а обезьяна – перспективно. Как известно, умные обезьяны взяли в руки палки, сделали шаг вперед в развитии и с тех пор вкалывают, а очень умные спокойно продолжают лопать бананы, не думая о завтрашнем дне :)

Википедия говорит, что Хануман одна из самых популярных фигур в индуистском пантеоне, его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. Из Индии культ Ханумана и обезьян вообще распространился на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до Китая.

2.

Что касается тибетского буддизма, считается, что тибетцы произошли от союза обезьяны с горной демоницей. Точнее через сострадание божественного существа, перевоплотившегося в обезьяну и соединившегося с демоницей, родились шесть младенцев. Эти люди не могли есть ни пищу демонов, ни человеческую. Лишь когда они попробовали ячмень, выращенный на священном поле, только тогда они превратились в первых тибетцев.

***

Долго не удавалось понять, что же мешает мне спокойно принять и рассматривать и тибетский буддизм, и индуизм (речь идет о позиции наблюдателя, поскольку я считаю себя агностиком), пока в один прекрасный момент все не встало на свои места. Просто нам, европейцам, в том числе атеистам, подобные мифы и верования о происхождении человека кажутся совершенно чуждыми.

Если смотреть шире – по религиям, они, по всей видимости, чужды и христианству, и исламу, и иудаизму. Даже те же атеисты все равно родились в монотеистическом окружении, оно для всех нас общепринято: есть рай, ад, творец, акт творения, глина, ребра и так далее. Этот стереотип укоренен в нашем сознании и является отправной точкой в рассуждениях и представлениях о мире, причем он спокойно уживается с эволюционной теорией. Кстати, как религии объясняют то, что некоторые люди рождаются с небольшими хвостами?

3. Форма ушной раковины весьма походит на человеческую

Стереотип уживается и с научным представлением о мире. То есть я знаю, что существуют галактики в космосе, а земля под ногами твердая, состоит из определенных слоев и т.д. Вместе с тем, когда ситуация того требует, можно спокойно переключиться к знанию о том, что на небе рай, а под землей ад, и когнитивного диссонанса не происходит.

Но в том же тибетском буддизме нет бога-творца. Нет отправной точки, с которой все началось, все приходит и уходит и опять приходит и уходит в соответствии с законом причинности. Поэтому постигать буддистское мировоззрение (опять же с позиции наблюдателя) очень интересно, так как это совсем другая точка зрения на общепринятые вещи и на жизнь вообще.

Отсюда напрашивается вывод, что лучше всего выбирать себе веру по «месту жительства». Это советуют делать и психологи, и священники и, наверное, справедливо. Ибо как можно исповедовать религию бон, если ни разу не был в Тибете, не участвовал в бонских религиозных обрядах, не вел образ жизни, который ведут бонцы, а с реалиями религии знаком только по описаниям и фотографиям?

Впрочем, ладно, сложные это вопросы, вернемся к обезьянам :)

В долине Катманду живут в основном макаки-резус. У этих обезьян порою красные мозолистые зады, хотя до павианов им далеко, да и значительно изящнее они. Живут стаями по 20-30 особей, причем как в дикой природе, так и в городах. Несмотря на то, что, согласно научным исследованиям, макаки отделились от предков человека разумного 25 миллионов лет назад и, таким образом, отстоят от нас несколько дальше, чем шимпанзе, отделение которых произошло 6 миллионов лет назад, все равно мимика и многие поведенческие черты у макак весьма «человеческие», и мимо не пройдешь.

4. Прям мыслитель

В городах они живут довольно мирно, но, бывает, развлечения ради или с голоду нападают на людей и отбирают понравившуюся вещь. Чаще это что-то яркое либо съедобное. Впрочем, по-разному бывает. В 2004 году несколько стай обезьян напали на посольство Индии в Катманду, взяли его штурмом и уничтожили всю документацию, заставив в панике разбежаться сотрудников посольства.

Мне пока везло – уже не первый раз я отправлялся на холм Сваямбунатх, где находится обезьяний храм и в парке живет очень много макак, проводил среди обезьян по нескольку часов, кормил их, сидел в самой середине стаи, и ни разу у меня ничего не пытались спереть, даже когда видели, что я сам что-то ем или пью.

Разумеется, несколько часов в день это мало для хороших фотографий – слишком уж быстро обезьяны перемещаются и двигаются, но подпускали на минимальное расстояние даже самки с детенышами – до метра. Правда, на корточках и без резких движений. Если подходил слишком близко, по мнению родителей, они либо издавали тихое предупреждающее шипение, либо резкий крик, либо просто отходили в сторону с детенышем.

5. Эта мать в следующую секунду посмотрела на меня и тихо зашипела, чтобы не испугать малыша

6. А этих я, можно сказать, уговорил попозировать. Маленький смотрел с интересом, мать с недоверием

7. Дети быстро переключаются на что-то новое

8. Обезьяны-матери довольно терпеливы. Женщины, скажите, что было бы с обычным ребенком, ухвати он так за грудь, а? :)

Как водится, в мире людей происходят странные вещи. Индуизм и буддизм спокойно уживаются с совершенно противными этим религиям вещами (впрочем, как и в любой религии). Непальское правительство скрывает правду о политике разведения обезьян на специальных фермах, а также то, что обезьяны экспортируются в США, где на них ставят медицинские эксперименты.

Цитата: «Поскольку макаки-резус генетически и физиологически подобны людям, эта обезьяна — наиболее широко используемый в биомедицинских исследованиях примат. Макаки показывают большое подобие человеческой физиологии, нейробиологии и восприимчивости к инфекциям и нарушениям обмена веществ. Опыты с ними важны для изучения путей борьбы с ВИЧ, заболеваниями сердца и во многих других исследованиях».

В последнее время, правда, благодаря выступлениям всяческих организаций по защите прав животных власти Непала заявили, что прекратили отправку обезьян на экспорт, однако это скорее всего не более чем заявление. И даже те, кто это дело осуждает, пользуется лекарствами, которые испытывались на обезьянах, так что об чем разговор?

9. На фоне молитвенных флажков

В обезьянах подкупает искренность. В своем поведении они как дети – полностью отдаются своему делу, не сомневаясь в его правильности, и быстро переключаются на что-то новое. Вместе с тем, когда доходит до опеки детей либо каких-то социальных активностей, параллели с миром взрослых людей напрашиваются однозначные.

10. У вас есть проблемы с буддизмом? У нас нет. И с молитвенными флажками тоже нет

11. Изготовители молитвенных флажков без работы не останутся

12. Флажки рвет ветер, выжигает солнце, но обезьяны рвут их куда быстрее

В Сваямбу надо идти рано утром, пока не набежали туристы и пока обезьяны не начали прятаться. По утрам никто не мешает быть фактически одному с ними, быть может, поэтому обезьяны воспринимали меня без проблем. К 10 утра каменные плиты мостовых нагреваются, обезьяны греются на них, плескаются в ближайших водоемах и, как оказалось, ждут подношений.

13. Поиск насекомых всегда принимается с благодарностью

Методика примерно такая: находишь стаю побольше, заходишь в середину, садишься на землю, ждешь, пока обезьяны привыкнут, и потом только успевай поворачиваться на 360 и фотографировать. Столько интересного вокруг происходит, что жалеешь, что рук мало и камера всего одна.

14. Сон вполглаза

А этот парень пришел показывать дочке обезьян, долго смотрел, как я фотографирую их, потом сказал: » А нас сможешь?» Потом с родственниками рассматривал фото на дисплее и смеялся.

15.

Как уже отмечалось выше, у обезьян начисто отсутствует стыд, они во всем естественны, и именно поэтому их похожесть на людей с одной стороны привлекает, с другой – отталкивает и даже шокирует.

16. Только легкий онанизм укрепляет организм

17. А если надо, то и показать могут кое-что даже с подтекстом

По-настоящему я испугался лишь однажды. В какой-то момент на площадку, где расположилась стая, в середине которой я находился, вышли два монаха с корзиной. Они остановились неподалеку от меня и настороженно огляделись. Лишь потом я понял почему. С появлением монахов многие обезьяны побросали свои дела и стали внимательно следить за тем, что будет дальше. А дальше было подношение. Моментально перевернув корзину, монахи поспешно отбежали в сторону. Что тут началось!

Корзина была полна еды: вареный картофель, хлеб, бананы, яблоки, мандарины, печенье и так далее. Все это оказалось на земле большою кучею, и обезьяны ринулись к еде отовсюду сразу с визгом и криками. На меня уже никто не обращал внимания, они прыгали по моим ногам, перескакивали через фоторюкзак и едва ли не через голову, чуть не выбили камеру из рук. Окружающее пространство было полностью покрыто движущимися мохнатыми телами, и я оказался сидящим в море длинных хвостов и красных задниц – на шум моментально примчались еще несколько стай. Подношение растащили буквально в пять секунд, за особо лакомые куски разгорелись яростные драки, и площадка стала напоминать поле брани.

Тут, как в цыганском таборе поутру – кто раньше встал, тот красивее всех оделся. Кто оказывается удачливее и успевает схватить еду первым, быстренько сваливает на ближайшее возвышение – чортен, дерево или каменную ограду и, поедая добытое, наблюдает за потасовками с видом истинного болельщика.

18. Первое желание – вкусить

19. А потом почему бы не посмотреть и не поболеть за дерущихся?

20. Можно даже виртуально поучаствовать в схватке, повторяя наиболее впечатляющие удары

Однако радость наблюдателей длится недолго. Опоздавшим не достается ничего, и единственный выход – отобрать еду у тех, кто успел первым. К самке с детенышем не полезешь – крику не оберешься, к вожаку сунешься – можно люлей получить, а вот какому-нибудь молодому товарищу почему бы не навалять и еду не отобрать? К юноше с яблоком решительно направилось сразу несколько сотоварищей потяжелее и помощнее, и его это явно не обрадовало.

21.

Спастись можно только убегаючи, причем быстро и в толпу тех, кто с едой, тогда есть шанс, что преследователи переключатся на другие цели. Этому кренделю с яблоком удалось удрать, а мне удалось его выследить, правда, погоня начисто убила в нем доверчивость, и он явно полагал, что и я претендую на его яблоко.

22. Что-то не нравишься ты мне…

***

Так как в Сваямбу я ходил несколько раз в течение двух дней, платить за вход надоело. Русскому человеку платить претит, быть зайцами у нас в крови, поэтому были найдены несколько лазеек, через которые удавалось ходить бесплатно. Однако на второй день поутру, когда народу мало и все на виду, меня вычислил местный полицейский и устроил засаду. Тихо прокрадываясь по тропинке, я вовремя заметил его и тут же свернул в сторону кассы. Он недоуменно и с разочарованием наблюдал из кустов за резким изменением курса – добыча ушла из рук, я же помахал ему рукой. Поняв, что он обнаружен, полицейский вышел из кустарника и помахал в ответ. Так мы и разошлись, улыбаясь друг другу.

23. Собаки всегда обходят обезьян стороной, потому что обезьяны хитрее и ловчее

Несмотря на то, что обезьяны почитаются священными, местные уборщики их иногда гоняют. Впрочем, довольно беззлобно. Ну, действительно, только ты подмел и собрал мусор в корзину, как тут же подскакивает обезьяна, выворачивает ее и принимается искать что-нибудь интересно-съедобное с видом профессора.

24.

***

Смотреть на них в естественной среде обитания очень приятно. Не люблю зоопарки и зверинцы, где на всех животных довольно быстро появляется печать неволи и печали. А здесь можно увидеть и потасовку, и радость, и любовь, и даже впадение в нирвану…

25.

Оглавление записей из этой поездки:
Запись 1. Съездил я тут на Украину…
Запись 2. Гитлеру такое и не снилось
Запись 3. Крыша мира и его же задница
Запись 4. Когда и откуда начинается путь к Эвересту
Запись 5. Поход сквозь облака
Запись 6. Болезнь
Запись 7. Родина дороже небесного царства
Запись 8. Богиня бирюзы
Запись 9. Четыре восьмитысячника разом
Запись 10. Пешком через страну снежного человека
Запись 11. От небесного явления доской не загородишься
Запись 12. Молитва по Брайлю
Запись 13. Завтрак с видом на…
Запись 14. Дайте огня или смерть с открытым ртом
Запись 15. Взгляд на людей со стороны. Эта запись
Запись 16. Неизвестная война на Крыше мира
Запись 17. Катманду – взгляд на город
Запись 18. Когда форма переходит в содержание
Запись 19. Когда боги не у дел

метки: