Говорят, один из царей, являвшийся учеником Будды Шакьямуни, однажды обратился к нему за советом – царь сопредельной страны прислал столь богатые подарки, что он не знал, что послать в ответ, чтобы превзойти их великолепие. В то время в ряде архаичных обществ было принято дарить более щедрые ответные подарки, иначе считалось, что человек (государство) терял лицо.

Шакьямуни ответил, что даром, который может превзойти подарки, является изображение Пробужденного. Указал он и способ рисования, и на ткань, растянутую на деревянной раме, на просвет нанесли профиль Будды. Изображение было отправлено адресату, который впоследствии принял буддизм.

Такова одно из легенд появления тханки (танки) – тибетской живописи на холсте.

Легенда эта, на мой взгляд, странная, так как Будда занимается саморекламой, что необычно, но в данном случае не так важно. Возможно, перевод хромает.

Тханки доводилось видеть не раз, и они всегда поражали цветами и точностью изображения, особенно это касается мандал. Бегаючи по Непалу, все думал, неплохо было бы научиться так рисовать (я вообще плохо рисую). Поэтому очутившись в Бхадгаоне, на одной из старых улиц города у входа в живописную мастерскую, я, недолго думая, переступил ее порог.

На фото выше тханка с изображением Шадакшары Авалокитешвары. Тханка иллюстрирует символику шести слогов мантры Ом Ма Ни Пад Ме Хум, произносимой и созерцаемой ради блага всех живых существ, обитающих в сфере страстей. Это внизу полотна слева направо: полубоги, люди, ненасытные духи, твари ада, животные, божества. Воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама. Тханка XIX века из Китая. Фото из книги «Иконография ваджраяны».

Заход был удачным – владелец лавки оказался потомственным художником тханок, одним из наиболее популярных в регионе, достаточно сказать, что он неоднократно делал выставки не только в Непале, но, например, и в Японии, и к нему, сюда, в бывшее непальское княжество, приезжают из-за рубежа учиться рисованию.

Сайла (Мангал) Лама занимается живописью 38 лет, унаследовал это занятие от своего отца и передает его своему сыну. Он был очень доброжелателен и, видя искренний интерес, стал рассказывать, как рисуются тханки, отвлекаясь время от времени на очередного посетителя. Опасения, что на какие-то вопросы последует ответ вроде «это секреты мастерства» или «это фамильная тайна», быстро развеялись – художник был настоящим профессионалом, коих отличает отсутствие секретов от непосвященных и тем более – от посвященных.

Он уделил мне около двух часов, отвечая на вопросы в основном по технической части. На философские темы поговорить возможности не было – помимо покупателей, внимания требовали ученики. Их в лавке было несколько, и все они рисовали тханки разной степени сложности. Сайла Лама отвечал на их вопросы с неизменной доброжелательностью и улыбкой.

2. В мастерской художника. Ученица за работой

Про не технические аспекты создания тханки хотелось узнать в частной беседе, но больше в этот приезд в Бхадгаоне оказаться не вышло и пришлось, насколько возможно, узнавать все самостоятельно.

***

Тханка чаще всего переводится с тибетского как «знамя». Известно, что такой вид живописи родом из Индии, в этой стране начали создавать ритуальные изображения на холсте. Согласно приведенной выше легенде, первое изображение появилось еще при жизни Будды – в 500-х годах до нашей эры.

Это расходится с общеизвестным фактом, согласно которому иконография Будды появилась лишь примерно двести лет спустя – при Александре Македонском, который нес не только смерть, но и просвещение: с его войском в Индию пришли и художники, и скульпторы, и философы. За триста с лишним лет до нашей эры греческая и индийская цивилизации встретились, и начался культурный обмен.

Возможно, в этот момент в сознании индийцев произошел любопытный перелом: видя, что греческие скульпторы, художники изображают своих божеств, причем это является искусством, они стали создавать первые изображения Будды. До этого момента Будда обозначался только через предметы, с ним связанные.
За образец скульптур и полотен брались не индийские лекала – будды той эпохи удивительно «греческие».

Так или иначе, но с распространением буддизма по миру распространялось и трансформировалось искусство создания тханки, пока наконец оно не пришло в Тибет. Считается, что это произошло с первыми попытками привнести буддизм на Тибетское нагорье – в 600-х годах нашей эры, хотя скорее всего это произошло значительно позже, а развитие получило и вовсе в начале 1000-х годов.

3. Ваджрабхайрава в кружении гуру, йидамов и дхармапал. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал и холмов. Мандорла (ореол) Ваджрабхайравы огненная. Тханка из Монголии, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны»

Исследователи отмечают, что в целом тибетскому тантрийскому искусству свойствен переизбыток форм, сложное смешение стилей, школ и типов. Это хорошо видно на картинке выше. Влияние оказывали и Индия, и Непал, и Китай. Кроме того, тибетцы добавили свои, местные иконографические каноны, связанные с тибетскими царями и – впоследствии – со школами тибетского буддизма.

Интересно еще и то, что, согласно Юрию Рериху, есть много общего между тибетской живописью и русской иконописью. Рерих связывает это с влиянием Востока на иконописцев Руси, утверждая, что восточный характер привнесенных в этот вид живописи мотивов «не может быть оспорен». Что ж, я не разбираюсь в иконописи, однако Юрий считается хорошим ученым, так что оснований ему не доверять, наверное, нет.

***

Рассказывая про процесс живописания, Сайла Лама достал блокнот с эскизами фигур. Взглянув на них, сразу понял, что тханку не нарисую никогда – законченный гуманитарий, я всю жизнь делал чертежи от руки, даже на экзаменах в школе, ничего в них при этом не понимая. Со страниц блокнота глядели лица божеств, убранных в координатную сетку.

4.

5. Система координат сидящего Будды без его тела

Второй удар поджидал, когда в мастерской погас свет – стандартное несколькоразовое в сутки отключение электричества в Непале – это норма. Диетическая лампочка светила скудно, штатива с собой не было, и шансов сделать приличные фото сводилась к минимуму. И все же, все же.

Первый шаг, рассказывал художник, – это подготовка холста. Чаще всего он делается из хлопка высокого качества. Используются и другие материалы, например, лен, шелк и даже кожа. Ткань аккуратно прошивается и туго привязывается к деревянной раме.

Затем холст грунтуют. Грунтовка, как правило, из буйволиной кожи, которую размягчают, вываривают и превращают в однородную субстанцию, смешивая с водой и измельченным мелом. В результате получается густая паста, называемая «гессо» (gesso). Когда, вернувшись домой, я переводил то, что рассказал Сайла Лама, и искал аналог слову «гессо», с удивлением узнал, что вываренная кожа – это обычный желатин.

То есть, согласно словарю, белковое желирующее вещество, которое производят денатурацией коллагена, содержащегося в костях, хрящах, коже, жилах животных. Желатин применяется в производстве заливных, желе, а также тортов, цукатов, конфет, йогуртов, жевательной резинки и т. п., из него делают клей и проч. В общем, привет вегетарианцам.

Этот аспект, кстати, так и остался невыясненным. И буддисты, и индуисты часто вегетарианцы. Убить животное в буддизме – солидный минус в карму. Его, конечно, обходят, получив, например, мясо убитого кем-то животного, то есть «грех не на мне, я лишь мясо купил». Известно, что буйволы котируются ниже священных коров, и именно их пускают на «технические нужды»: и в повозки впрягают, и пашут на них, и на мясо режут. Однако тханок создается много, на мездру, из которой делается желатин, уходит только нижний слой кожи, то есть максимум 30% шкуры животного. В конце концов где гарантия того, что в твоей – художника – пасте гессо не запряталась коровка?

Но у непальских художников, видимо, вопросов не возникает, на лице моего визави, рассказывавшего о процессе, не дрогнул ни один мускул.

6. Джецун Миларепа, историческая личность (1040 – 1123), один из величайших поэтов Тибета, второй в линии преемственности школы кагью. На фоне ландшафта изображены сцены из жизни Миларепы. Тханка из Бурятии, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны»

Готовое гессо распределяется по холсту. Так повторяется несколько раз, покуда поверхность не станет идеально ровной. Важно уметь класть столько пасты, сколько нужно. Если переборщить, впоследствии тханка потрескается, и краска станет осыпаться. То же самое, если слой слишком тонок, ведь тханку неоднократно сворачивают и разворачивают. Определить на глаз, достаточно ли гессо на холсте, могут только опытные художники.

Когда грунтовка высохла, ее полируют. Для этого холст кладут на деревянную поверхность, смачивают часть его с помощью влажной ткани и начинают проходить гладким камнем участок за участком. После каждой такой процедуры холст дополнительно растягивают и просушивают. Полировка продолжается, пока не будет достигнуто желаемое качество полотна.

На готовый холст наносится контур тханки (раньше использовался уголь, сейчас карандаш). Вообще контур – неправильное слово, точнее в данном случае сильно упрощенное, поскольку он представляет собой сложнейший рисунок, который потом будет закрашиваться.

И вот здесь начинает доминировать религиозная составляющая. Прежде чем браться за уголек, художник изучает религиозные тексты о божестве или сюжете, который планирует рисовать, в частности, текстовые описания внешнего вида божества, изучает соответствующие скульптуры или рисунки, если таковые имеются. Если возникают вопросы или необходимо прояснить детали изображения, консультируются с ламами.

Перед началом рисования читается мантра божества, которое будет рисоваться. В идеале художник должен произносить мантру в течение всего времени создания тханки и, кроме того, нужно рисовать божество в своем воображении (имеется в виду, видимо, медитация методом активного воображения).

В тибетском буддизме тысячи божеств, и, разумеется, ни один художник не в состоянии знать, какие у кого пропорции и особенности. Однако существует канон, трактаты по иконометрии и композиции, кроме того, художник обязан знать класс божества (будды, бодхисатвы и др.), и особенности рисования этих классов. На их изучение требуется несколько лет.

Само собой возник вопрос, может ли европеец, не буддист, научиться так рисовать. В ответ Сайла Лама приподнял тханки, на примере которых показывал этапы создания. На столе под стеклом была вырезка из газеты о его ученице из Европы.

7. Если правильно различил, немка рисует Белую Тару, символизирующую чистоту и трансцендентную мудрость. Говорят, бурятские ламы в свое время объявили воплощением Белой Тары царицу Екатерину II

Эта немка училась у него три года. «Сейчас, – сказал Сайла Лама, – она вернулась в Германию и пишет там тханки неплохого качества». Полагаю, достигнув такого уровня мастерства, даже не желая того, станешь буддистом. Потому что каждая деталь тханки обладает своим символизмом, сложным и изощренным, в основе его лежит мифологический пласт, знание и трактовка которого может вылиться в отдельный рассказ.

***

Рисунок делается на холсте сверху вниз, поскольку штрих углем легко стереть одним касанием. Затем контуры проходят чернилами. И тут рисование идет в обратном направлении снизу вверх – опять же, чтобы не стереть рисунок. Разумеется, если используется карандаш, все значительно проще.

Однако до начала рисования необходимо определить систему координат. То, что так восхищает – правильность и гармоничность фигур, – есть результат знания геометрии. На первый взгляд, свободы художнику никакой – все сводится к черчению. Но, во-первых, тханка – это выражение религиозного идеала посредством живописи, поэтому фигуры божеств должны быть идеальными, совершенно должно быть их расположение, их жесты и т.д. Таким образом, неправильно проведенная координатная линия «убьет» изображение, поскольку последующая работа – наращение «мяса» на структуру пойдет вкривь и вкось.

Что касается свободы, ее, как оказалось, очень много, но об этом чуть позже.

8. Лист из блокнота с простейшими эскизами для учеников

Основных координат в рисунке восемь: две диагонали, вертикаль, горизонталь и четыре линии обрамления. Чертятся они в указанной последовательности, поскольку важнее всего определить горизонтальную и вертикальную оси, а их легче рисовать при наличии диагоналей, проведенных из угла в угол холста. Необходимые метки, например, разделение диагоналей на несколько частей, делается с помощью деревянного циркуля. Если полотно тханки большое, используется большой циркуль, иногда высотой в человеческий рост. Часто в данных ситуациях художнику необходим помощник.

Если божеств на тханке будет несколько, рисуются овалы – ниши, в которых затем будут помещены фигуры. К каждом отельном овале создается собственная система координат.

Используются и шаблоны, которые наносятся с помощью припороха – когда узор или рисунок с проколотыми контурами переводят на холст путем набивания через проколы красящего порошка. Разумеется, это не стоит рассматривать в качестве работы под копирку – у большинства тханок много повторяющихся элементов, например, лепестки лотосов, на которых сидят божества, и бесшаблонная их прорисовка увеличила бы время работы в разы.

Рисунок и так делается в среднем от десяти дней до месяца – в зависимости от сложности сюжета и размера холста.

9. Карандашный рисунок с частично готовым фоном

10. Фрагмент холста

Когда рисунок завершен, нужно приготовить краски. На то, чтобы смешать шесть начальных цветов, уходит день. Художник размалывает в каменной ступе каменным пестом и нагревает минералы или натуральные красители и добавляет к ним связующее вещество – все тот же желатин.

Рассказывая об этом, Сайла Лама достал мешочек с разноцветными, но весьма невзрачными на вид камушками и объяснил, что при правильном их приготовлении получаются очень чистые и очень яркие цвета. Традиционно окрашивающие вещества делаются из драгоценных и полудрагоценных камней, древесной коры, листьев, цветов (часто семейства ладанниковые – в переводе дословно «скальная роза») Это индиго, ляпис, бирюза, золото, серебро, сандаловое дерево, шафран и ряд других натуральных красителей, в основном горных растений.

Каждый краситель находят или собирают в определенном районе, где данный вид растения или минерал произрастает/добывается. Поиск нужных компонентов – отдельная история. Достаточно сказать, что для поиска необходимых составляющих, которыми будет рисоваться разноцветная тханка, можно объездить весь Тибет и даже ближайшие соседние страны.

В процессе смешивания красок каждый цвет проверяется путем нанесения его на края холста. Необходимо дождаться, когда краска высохнет, только тогда будет виден конечный цвет, который она дает.

11. Готовый рисунок Будды Шакьямуни в координатной сетке

12. Аналогичный рисунок богини Тары

Было особенно приятно увидеть многое из описываемого воочию. Традиция, которую Сайла Лама унаследовал отца, заключается в том, что почти все делается по старинке. Скорее всего, такие художники скоро станут редкостью – новое поколение идет в ногу со временем и не отказывается, например, от акриловых красок. Даже, как я понял, ученики поначалу работают именно ими – они обходятся дешевле.

Когда холст загрунтован, мантры прочитаны, краски распределены по емкостям, и рисунок готов, наступает черед собственно живописания. Работают художники только при свете дня, однако не на солнце, на котором слишком быстро сохнут краски, но и не глубоко в тени и не в темное время суток, так как при электрическом свете цвета искажаются.

13. Вот так, сидя, пишут по нескольку часов кряду. Оставшуюся часть изображения покрывают, чтобы не повредить. Один из учеников художника за работой

14. Тханка более метра в высоту. Сюжет – тот же, что и на предыдущем фото, только здесь прорисовано значительно больше элементов

15. Та же тханка. Фрагмент центральной части. На полях видны пробники красок, которые порою сами выглядят как картина

16. Та же тханка. Фрагмент нижней части

Как и в случае с рисунком, прокрашивают тханку тоже сверху вниз, соблюдая, однако, определенную последовательность. Первым, часто в течение нескольких дней, рисуется небо: изначальный глубокий синий цвет структурируется с помощью кисти, например, за счет гравировки пунктиром – художник наносит однотипные пятнышки краски на синий фон, то есть делает рисунок, имитирующий фактуру. Если коснуться пальцем такой поверхности на тханке, когда краска высохла, эту фактуру чувствуешь.

17. Фрагмент большой тханки. Фактура неба хорошо просматривается

Затем закрашиваются оставшиеся части тханки, где требуется синий цвет, например, вода. Таким же образом, последовательно, краска наносится на остальные фрагменты. Здесь действует принцип экономии усилия, который подразумевает, что полученный при смешении составляющих цвет используется полностью – чтобы не пришлось смешивать краску еще раз, потому как не всегда можно при повторном смешивании получить такой же оттенок.

Следующий этап – создание теней (тушевание) и градиента на небе. Изначально прорисованные линии облаков, покрытых краской, проходятся черными чернилами, после чего художник ретуширует контуры с помощью тонкой кисти. Существуют несколько техник тушевания, вот основные четыре: «распространительная» техника, «зернистая», «облачная», «дождевая».

18. Техники тушевания

Первая используется для создания неба тханок, на которых изображаются мирные божества. Четвертая – исключительно для гневных. Вторая и третья техники годятся для обоих типов божеств.

После неба наступает очередь фигур, которые штрихуют, дорисовывают, где необходимо, и делают цветную ретушь тел и лиц, затем наступает черед цветной ретуши всех второстепенных элементов фона – травы, животных, птиц и др.

Наконец доходит очередь до рисования глаз – до сих пор все божества и животные были слепы. Тханка «прозревает» с помощью очень тонкой кисти. По словам Сайла Ламы, если такая очередность живописания не соблюдается, тханка «не будет самой лучшей» (дословно won’t be the best). Полагаю, здесь имеет место религиозный аспект.

Как и для всего остального, существуют иконографические законы изображения глаз. Так, у будд и бодхисатв глаза немного прикрытые, верхнее веко изгибается «волной», у гневных божеств глаза широко открыты, часто имеется третий глаз во лбу, располагающийся вертикально, и т.д. Правильно прорисованные глаза создают иллюзию, будто божество следит за наблюдателем.

19. Мандала Ваджрабхайравы (см. фото номер 3). Тибет, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны». Мандала притягивает внимание даже непосвященных. Проверено на грудных детях

После нанесения красок изображение выравнивают. Правда, к этому прибегают далеко не все художники, в основном выравнивание распространено в Центральном Тибете. Краска в разных частях изображения распределяется неравномерно – где гуще, где меньше, соответственно, холст с рисунком получается неодинаковой толщины. Однородность достигается снятием лишнего слоя краски, для чего используется заточенный, как бритва, нож, которым художник режет вдоль полотна под очень острым углом.

Срезанные места иначе отражают свет. Чтобы привести их в соответствие с остальными частями изображения, художник протирает всю тханку шариком цзампы достаточно клейкой консистенции, однако настолько сухим, чтобы цзампа не липла к изображению. Такая полировка придает всему изображению матовость.

***

Но и глаза еще не конец. Часто после них следует аппликация золотом. Для этого на огне равномерно нагревают металлический лист, на который затем кладутся кусочки золота с водой и клеящим веществом. За счет испарения воды и температуры золото растворяется в клее. После нанесения такой смеси на тханку она полируется специально обработанным агатом или сердоликом (Тибетск. gZi – эти камни выглядят так, будто имеют глаза, чем больше таких «глаз» у камня, тем больше он ценится в буддизме ваджраяны; часто такие камни можно встретить в украшениях.)

20. Камни Зи. Иллюстрация из книги Robert Beer «Tibetan and Buddhist symbols»

С золотом вообще сложно. Лучшее можно было получить только у непальских мастеров – к ним обращались художники из Тибета и Индии. Такая позолота лучше смешивалась с клеем и лучше держалась на тханке. Как готовилось золото – неизвестно, этот секрет у мастеров был фамильным и передавался исключительно по наследству.

На некоторых тханках вдобавок к изображениям пишутся тексты или имена нарисованных божеств. Текст должен быть без ошибок, надпись – красивой. Порою художник не может сделать такие надписи и обращается за помощью к ламе и к каллиграфу.

21. Одна из работ в мастерской Сайла Ламы. Тут художник должен быть и каллиграфом

По завершении рисунка художник на обратной стороне холста пишет мантры «напротив» жизненно важных органов изображенной фигуры – лба, горла, сердца и т.д.
Наконец следует обряд освящения изображения ламой, после этого тханка считается готовой.

Тут стоит сделать отступление и рассказать об освящении и о том, как оно понимается в буддизме, во всяком случае тибетском. Это наглядный урок сострадания.

Любые предметы культа в тибетском буддизме освящаются, начиная, например, от фигурки Будды на домашнем алтаре и заканчивая храмами. Однако ламы могут снимать освящение назад, делая предмет веры неосвященным.

Как известно, осенью 1918 года дедушка Ленин запустил машину красного террора, сказав незадолго перед этим всякий боженька есть труположество. В числе прочего изымались церковные ценности, арестовывались и пускались в расход священнослужители, церкви разрушались либо «перепрофилировались» в склады и проч. Направленно это было в первую очередь против православия, но другие течения христианства, равно как и другие религии тоже не особо жаловали.

Там, куда не докатилась первая волна террора, через десять лет подошла вторая – в тридцатых годах, ею уже занимался товарищ Сталин. Предвидя это, ламы в Бурятии заранее снимали освящение с буддистских храмов. Из сострадания. Чтобы те, кто будет их разрушать, не ухудшали свою карму святотатством.

Насколько знаю, в христианстве таких вещей не существует, оно в этом плане – более «экспансионистская» религия. Невозможно «раскрестить» человека, «разосвятить» храм, то есть раз уж освятили/покрестили, считается, что это навсегда.

22. Вот и весь инструментарий художника

Когда изображение освящено, оно становится «опорой». То есть через такие изображения будды, этот мир покинувшие и ушедшие в нирвану, проявляются в них, «обретают тело», снова «проступают» в нашем мире.

Любопытно, что «обретение» происходит вне зависимости от уровня мастерства художника – в этом смысле выполненная золотом и стоящая бешеных денег тханка равноценна схематичному рисунку с таким же содержанием. То есть личность и мастерство живописца как бы отходят на второй план, уступая место религиозной ценности.

Существует легенда, согласно которой Атиша – индийский проповедник буддизма, восстанавливавший эту религию в Тибете после гонений царя Ландармы (IX век), – получил в подарок небольшую статуэтку Будды. Она была низкого качества – даритель, сделав подношение, сказал, что изображение плохое. На что Атиша ответил: Изображение Будды плохим быть не может, а вот мастерство художника неважное.

«Опору» просто так никто никому не отдаст. Рерих отмечал, что тибетец никогда не расстанется с тханкой, особенно если она освящена высокопоставленным ламой. Склонить тибетца к продаже картины небуддистам, или как их называют, «посторонним», практически безнадежное дело. До недавнего времени (60 лет назад) большинство тханок, находившихся в коллекциях европейских музеев, попали на рынок в результате войн или переворотов в Тибете.

23. Мандала в мастерской Сайла Ламы. Шестиконечная звезда – ни разу не Давида. Два треугольника символизируют мужское и женское начала

Что касается канона и свободы творчества…

Существуют различия в иконографии, как я понял, в основном региональные, причем расхождения касаются даже наиболее популярных изображений, например, Будды. Это связано с тем, что системы иконографических пропорций появлялись в Тибете из разных регионов – из Индии, из буддистских городов-оазисов Синьцзяна, из Китая, из Непала – и в разное время. И никто не задавался целью свести их воедино, каждая система жила своей жизнью, какие-то приживались, какие-то предавались забвению.

В той или иной степени выработке традиции способствовали господствующие школы тибетского буддизма в отдельно взятом регионе. Разумеется, доктринально предпринимались попытки привести изображения к стандартам, но большого успеха это, видимо, не имело. Во всяком случае знатоки сразу могут отличить тханку, написанную в Кхаме, от изображения, сделанного непальским мастером. Таким образом, сами школы уже предлагают известную свободу.

Творческой свободы в создании тханок, несмотря на строгий канон, в избытке. Во-первых, живописец волен в той иной степени отступать от правил в декоративных частях тханки – ландшафт, детали орнамента и т.д.

24. Иконографические изображения элементов фона

Во-вторых, как уже отмечалось выше, в пантеоне тибетского буддизма божеств тысячи, и даже при большом желании за целую жизнь всех не нарисуешь.

В-третьих, существуют так называемые биографические тханки, на которых изображаются сюжеты джатак – повестей о предыдущих рождениях Будды. Эти сказки, в основном корпусе коих более 550, различного объема и содержания с большим количеством персонажей были призваны популяризовать буддизм среди простого люда. Художнику есть, где разгуляться.

В-четвертых, это сюжеты бардо. То есть этапы, через которые проходит сознание человека, начиная с процесса физического умирания и до момента следующего перевоплощения. Чтобы понять, что и как можно увидеть в этих ситуациях-состояниях, см. «Бардо Тхёдол», она же «Тибетская книга мертвых».

Наконец эпосы. Здесь достаточно упомянуть сказание о Гесэре (Гэсэр, Кесар). Гесэриада считается едва ли не самым большим по объему эпическим произведением в мире. Образ Гесэра синтетический и известен в Тибете, Монголии, Бурятии и т.д. Здесь количество сюжетов поистине неисчислимо.

25. Гесэр из Линга. Танка вроде как из монастыря Самье, Тибет. Фото найдено в сети

Непал, бывший до недавнего времени единственным в мире индуистским королевством, также представляет уникальную возможность художнику пробовать себя и кое в чем другом. В этой стране прекрасно уживаются и буддизм, и индуизм. Сайла Лама делает полотна и на индуистские мотивы и изображает в том числе божеств индуистского пантеона.

***

Тханки, как правило, всегда вертикальны. Горизонтальные встречаются редко. Почему так, не знаю, но есть предположение, что «двигаться» вертикально относительно полотна художнику проще и, конечно, подавляющее большинство изображаемых фигур вертикальны.

В Тибете существовала также практика «однодневного» создания тханок. Это событие приурочивалось к какому-либо религиозному празднику. Холст и краски готовились заранее, в определенный день художник разжигал костер, размещал полотно над горящими углями, чтобы краски быстро высыхали, и рисовал почти «моментальные» изображения. Такие «однодневки» требуют колоссального опыта, знаний канона и наличия прекрасного художественного воображения.

Тханки классифицируются по цветности. В тибетском буддизме существуют две основные категории: 1. Полноцветные, в которых задействована вся или почти вся цветовая палитра. 2. Те, в которых доминирует один цвет, а другие – «на вторых ролях». Вторая категория, в свою очередь, подразделяется на три подкатегории: а) черные тханки; б) золотые; в) красные.

На черных тханках, как правило, изображают гневных божеств. Рисование чистым золотом и, соответственно, киноварью встречаются гораздо реже. Не знаю, может, мне повезло? ))

26.

Конечно, на фото выше вряд ли золото – художники используют и другие металлы, в том числе похожие на него. Само же золото ввиду его дороговизны наносится, как правило, когда тханку рисуют специально для богатого заказчика – он оплачивает расходные материалы.

У моего визави тханки и мандалы были от самых простых, которые шли по нескольку долларов за штуку, до огромных полотен со столь изощренным рисунком, что взгляд не отведешь. Такие тханки стоят по нескольку тысяч долларов, в отдельных случаях счет идет на десятки тысяч. Хранятся они в особых футлярах типа тубусов, из которых их доставали и раскладывали, предварительно накрыв стол чистым полотнищем с просьбой дотрагиваться до рисунка только чистыми пальцами и очень аккуратно.

Любопытно, что, несмотря на вроде бы коммунизм в Китае, большинство заказчиков у Сайла Ламы китайцы. Причем, говорит он, они очень неплохо разбираются в этой живописи и готовы платить большие деньги.

Когда мы уже собрались уходить, в мастерскую вошли несколько плотных граждан КНР в джинсах и кожаных куртках. По тому, как посерьезнел Сайла Лама, было видно, что и покупатели серьезные. И действительно, он снова достал футляры с самыми дорогими тханками. Идя по улицам Бхадгаона, мы искренне радовались за художника.

27. Сайла Лама (справа) со своим сыном Микмаром Йонжаном Ламой. Традиция не прерывается

Если кому будет интересно, контакты художника выдаются по запросу.

Продолжение следует…

Другие записи из этой поездки:
Запись 1: Из Цума в Гум
Запись 2: На «Иисусе» по бездорожью
Запись 3: Человек-жесть
Запись 4: Уроки истории
Запись 5: Разбитое зеркало
Запись 6: Эллиптическая малина
Запись 7: Неожиданный поворот
Запись 8: Женщины и английский
Запись 9: Где ветер, когда он не дует?
Запись 10: Имеющие деревянные двери
Запись 11: В ожидании автобуса
Запись 12: В поисках черной веры
Запись 13: Кости и жилы тибетской живописи. Эта запись
Запись 14: Выколоченный Будда
Запись 15: Народная резня по дереву
Запись 16: Спящий бог и несвятые святые

12 комментариев

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *