Чем крупнее город, тем сильнее вокруг него зона отчуждения из заброшенных деревень и поселков. Такое создается впечатление. С распадом СССР резко обесценилось то, что было важным советскую эпоху, и все, начиная от памятников, заканчивая заводами и коровниками, как-то быстро обветшало и пришло в негодность. Особенно в этих самых зонах отчуждения.

Остается только смотреть на эти разрушенные островки-осколки прошлого. И бывает смешно, бывает грустно, и возникает странное ощущение: ведь в этом часть нас – тех, кто в СССР родился и помнит осколки в виде единого целого.

Пионер с хитрым ленинским прищуром по-прежнему смотрит в светлое будущее

Я рад, что все тот же товарищ olegario, с которым мы неоднократно катались по заброшкам, вернулся ненадолго из своих испаноговорящих дебрей, выкроил пару дней, и мы вновь, как в старое доброе время, отправились искать приключения. На этот раз в компании была девушка с Острова Свободы, она особенно хорошо смотрелась на фоне останков соцреализма.

Первым на очереди был заброшенный пионерский лагерь «Дружба» им. А. П. Гайдара министерства приборостроения СССР. «Дружба» исправно функционировала до конца 80-х – начала 90-х, потом стала реликтом «совка», и веселые мозаичные лабиринты, коими лагерь славился, ныне выглядят пиром во время чумы.

2. Ну что, на старт?

Те, кто отдыхал, ну, или отбывал в лагере, говорят, что мозаика эта – дело рук финских строителей/дизайнеров. Почему финны – непонятно, вроде не братская республика, да состряпать такое скорее всего могли люди, живущие в советской действительности. Любимым занятием у детей было отбивать цветные стекляшки от этих мозаик, видимо, тогда, когда бдительные взоры юношей-вожатых и девушек-вожатых скрещивались между собой.

3.

Мне в детстве пришлось побывать в трех пионерских лагерях. Каждая такая поездка воспринималась как наказание, поэтому, узнав однажды летом, что родителям предложили еще одну путевку в лагерь, я поднял такой скандал, что лагери отменились навсегда. Ибо в каждом лагере, где пришлось отсидеть, я задавался лишь одним вопросом:

4. Когда все это кончится?

Конечно, сейчас мы переросли эти детские страхи, но строгое и задумчивое лицо товарища olegario говорит о том, что все это даром не проходит.

5.

6. Хотя, с другой стороны, полагаю, он бы предпочел сколько угодно лагерей службе в армии

В доказательство – вот десантирующаяся девочка. Ее служба и опасна, и трудна, и уж скоро будет не видна – девочка приземляется в какой-то колодец, ибо глазки отковырнули дети-диверсанты.

7.

Однако довольно аллюзий, посмотрим, как финнам – опять же если это были финны – удаются животные. Да-да, в лагере есть отдельно стоящие железобетонные конструкции зверей, сдобренные щедро все той же псориатической мозаикой. Средь не очень буйной растительности встречается жывотнае жырафъ.

8.

9. Его ближайший родственник упал и, судя по цвету, давно умер

При ближайшем рассмотрении жирафьи морды демонстрируют черты конструктивизЬма, хоть в полуфас, хоть в полупрофиль походя носами на кувалду. Финны точно не могли такого сделать, они бы детей пожалели. Либо лагерь строился руками пленных финнов, вытащенных из-за линии Маннергейма.

10.

11.

Лагерных строителей, безусловно, тянуло на экзотику – фауну, в нашей стране не проживающую. Помимо жирафов, это слоны. Сдвоенные. По всей видимости, раньше между профилями слонов были лестницы, но пара десятков лет российской действительности действует покруче любой коррозии.

12.

Непропорциональными хоботами слоны пили воду из действовавшего бассейна.

13. Девушка Диана с Острова Свободы

14. Без комментариев

***

Покинув мозаичный лабиринт, мы забрались в пару корпусов, но там уже давно разбили, выломали и уперли все, что было возможно. Лагерь был серьезным. Имелась библиотека, кинотеатр, все корпуса сделаны из кирпича, есть санузлы и проч. Территория где-то переходит в территорию пансионата «Дружба», найти который с наскока мы не смогли и решили не искать – слишком уж дебри на когда-то свободной от растительности территории выросли большие. Жаль, в пансионате тоже есть, что посмотреть.

15. Радостная надпись в одном из лагерных корпусов

16. Перед библиотекой кто-то, видать, жарил шашлыки, теперь это больше похоже на вход в ад

17. А это один из подросших лагерных пионеров-зомби :)

18. Библиотечное трио

19. Кинотеатровый квартет

На этой веселой дружеской ноте мы покинули лагерь «Дружба» и убыли в район узкоколейных дорог Переславля

20.

21.

В качестве постскриптума к теме лагеря ниже три фото, сделанные пользователем yardkeeper в пансионате «Дружба», до которого мы не добрались. Судя по оформлению интерьера, здесь отдыхали и дружили друг с другом психи.

22. Вход

А вот интерьер потолка. Из кровавого месива, капающего вниз, торчат ржавые железки. Жаль, этого не видели режиссеры фильмов ужасов, например, «Реаниматора». Сэкономили бы на декорациях.

23.

24.

В качестве еще одного постскриптума — комментарий человека, которому удалось побывать в еще работающем лагере. Разумеется, в детском возрасте и, разумеется, совсем другой взгляд на вещи.

***

Переславская узкоколейка хороша. Меньшие братья стандартных паровозов смотрятся больше как аттракцион, хотя это самая настоящая ж/д. Насколько я понял, восстанавливают эти экспонаты в основном энтузиасты. Но поразили больше не они…

25.

26. На дрезине за умеренную плату можно прокатиться самостоятельно

27. Вагон-снегоочиститель

28. Вагон технической пропаганды

29. Можно делать отдельную запись, посвященную мордам различных локомотивов и паровозов

30.

Под крышей небольшого ангарчика собраны машины советского времени…

31. Гибрид, о котором никогда слышать не доводилось, – УралЗИС

32. А вот печально известная «эмка» или ГАЗ-М-1

«М-1» – это в честь товарища Молотова. Завод основан был под именем Молотова – ЗИМ, и как не вспомнить классику:

Вот по дороге едет ЗИМ,
И им я буду задавим.

Хотя эта машина была популярна в предвоенное время (оригинал – модель Форда) в широких кругах, печально известна она тем, что использовалась и для нужд НКВД – на «эмках» приезжали чекисты и забирали на Лубянку тех, чья линия расходилась с линией Партии. Однажды я слышал стихотворение про эмку, его читал в электричке по памяти пожилой человек, который явно был не в себе. Одно четверостишие я запомнил и нашел в Сети полный вариант. Говорят, автор неизвестен.

Под арку темную двора
Въезжала эмка по ночам,
И наступала их пора,
Ночь прилипала к их плечам.
Они сидели в тишине,
В коробке черной затаясь,
Чернело небо в вышине,
Тревожно точками светясь…
И мягко двери отворив,
Они сходили в темноту,
А после хмуро фонари
Светили долго в пустоту.
По стенам тени за окном
Ужами к потолку ползли,
А дом большой спал
крепким сном,
Дом просто врал,
что крепко спит.
Их уводили поутру,
Их уводили навсегда,
Всех тех, кто был не по нутру,
Чтоб не осталось и следа.
Страх, затаившись, ледяной
За занавешенным окном
Бледнел измятой простыней,
Чернел от ужаса стеклом.
Вот у Хозяина страна –
Ни тень, ни мышь не пробежит.
Нечаянная всех вина
В домах за окнами лежит…
И вороные, словно ночь,
Вползали эмки во дворы,
И окна гнали ужас прочь,
Надеясь выжить до поры.

33. Ну, а вот и сам Хозяин

Хорошо ваяли скульпторы тогда, красиво и на совесть. От паровозов я плавно перешел к машинам сталинского времени и потом, увидев этот бюст, завис надолго. И если оспины от дождя делают памятник еще больше похожим на настоящего Сталина, то паук, выглядывающий из недр, такой символизм привносит, что и добавить нечего!

34.

А начиналось все настолько невинно, смешно и забавно, что диву даешься. Я приводил уже этот пассаж в качестве эпиграфа к одной записи:

Из записки Ленина Зиновьеву, датированной августом 1915г.: «Не напомните ли фамилию Кобы?»

Коба – партийная кличка Сталина.

А пионер, лицо которого на первой фото к записи, все так же смотрит в светлое будущее.

35.

Оглавление записей из этой поездки:
Запись 1. Пионерлагерь, паровозы и кое-что еще. Эта запись
Запись 2. Живописная медитация
Запись 3. …и гаснут все огни в селе

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *