…сегодня в город прибывают варвары.
К чему теперь Сенат с его законами?
Вот варвары придут и издадут законы…
Константинос Кавафис

ПРЕАМБУЛА, ИЛИ ДОЛГАЯ ДОРОГА В БАМИАН

Летом 1991 года я сидел на советском берегу Амударьи и смотрел на противоположный – афганский. Конечно, сидел не у самой кромки воды – слишком много тут было колючей проволоки, ведь граница и неподалеку мост Дружбы, по которому из Афганистана выводились советские войска. Амударья в этом месте узка – настолько, что было видно афганку на той стороне. Судя по всему, она стирала белье в речке. Жара, воздух поет от зноя, и я завидую афганке, не забывая, однако, поглядывать по сторонам в поисках приближающейся эфы или гюрзы, их тут много…

Тогда я не знал, что в этом регионе когда-то господствовал буддизм; не читал еще «Таис Афинскую» Ивана Ефремова, в которой описывается китаец-буддист, прошедший пешком из Китая в Среднюю Азию и далее в Индию; не имел понятия, что в Афганистане есть две гигантских статуи Будды, одна из которых вплоть до начала, а то и середины XX века являлась самым высоким колоссом из когда-либо созданных человеком.

Кусочки мозаики стали складываться сами по себе со временем. Была прочитана и оставила неизгладимый след «Таис Афинская»; в 2007 году я вновь оказался на Амударье и проехал вдоль нее по узбекской территории не один десяток километров; в 2008 году, оказавшись впервые в Непале, заинтересовался буддизмом и в 2011 году отправился на поиски следов буддизма на границе Пакистана и Афганистана… Осталось для полноты картины два кусочка: попасть наконец в Афганистан и увидеть гигантские статуи Будды в Бамиане. Но если первое, надеюсь, сделать удастся, то второе – уже нет.

Поэтому когда агентство ТАСС предложило принять участие в проекте, посвященном бамианским буддам, я согласился – пусть это будет отреставрированный кусочек мозаики. Требования к формату на сайте агентства сильно ограничили объем и заставили убрать личное, поэтому полный текст здесь. Итак, «В ожидании варваров», режиссерская версия с прологом и эпилогом…

1. Узбекский берег Амударьи

***

Однажды в страну Фаньяна, расположенную в центре Снежных гор, прибыл путник. Ранее таких людей – желтолицых и с узким разрезом глаз – здесь, скорее всего, никто не видел. Остановившись в столице страны, путник был поражен увиденным. Вот что он писал впоследствии:

К северо-востоку от города, на склоне горы, стоит изваяние Будды, каменное, высотой 140-150 чи (около 45 метров), сияющее золотистым цветом, украшенное блестящими каменьями.
На восток отсюда – монастырь, построенный прежним царем этой страны, за ним – изваяние стоящего Будды Шакьи, бронзовое, высотой 100 чи
(30 метров). Части фигуры его отлиты отдельно, а затем собраны вместе.
К востоку от города, в 12-13 ли, есть монастырь, где находится статуя Будды, лежащего в состоянии нирваны. Длина статуи около 1000 чи
(300 метров).

Такими увидел бамианских будд китайский паломник Сюань-цзан, попавший в Афганистан в 630 году нашей эры. Это было первое в истории упоминание о каменных колоссах.

БУДДИЙСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Буддийские монастыри возникли в Бамианской долине во II веке. Здесь проходил единственный удобный путь через Гиндукуш, и долина располагалась на перекрестке караванных дорог: отправляясь на восток, можно было попасть в Китай, на юг – в Индию, на запад – в Персию, на север – в Бактрию (историческая область на сопредельных территориях современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Столь выгодное положение способствовало превращению долины в культурный центр региона.

2. Бамиан на карте Афганистана. Карта найдена в сети

По словам Сюань-цзана, в долине было 10 буддистских монастырей, и жили тысячи монахов. В горном массиве в течение многих лет создавался монастырский комплекс, сотни помещений которого высекались прямо в скале. Стены и потолки примерно 50 пещер и гротов украшались росписью, которую наносили масляными красками. В основном изображались будды, бодхисатвы, мандалы, молящиеся, а также сцены буддистской мифологии. Фрески датируются V-VII веками нашей эры, то есть их создали еще до того, как технология рисования маслом стала известна в Европе.

Согласно анализу исследователей, статуи были построены в 500-х годах. Колоссы покрывались смесью глины и соломы – с помощью этой штукатурки скульпторы создали руки и складки одежды. Верхние части лиц, по всей видимости, делались из дерева и также штукатурились. Статуя меньшего размера была окрашена в разные цвета с преобладанием синего, а большая – в красный. Руки и лица позолочены. Возможно, краска, позолота и украшения заставили китайского паломника предположить, что меньшую по размеру статую Будды отливали из бронзы по частям.

Большая статуя изображала Вайрочану («Будду сияющего», «все разъясняющего»), меньшая – Шакьямуни («Будду настоящего»). В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ, наиболее известен из них Шакьямуни, то есть исторический Будда. Вайрочана воплощает собой мудрость и абсолютную чистоту.

Что касается третьей – лежащей – статуи, совершенно гигантской, судя по описаниям паломника, это Будда в паринирване. До последнего времени считалось, что либо путешественник ошибся, либо статуя со временем оказалась засыпана либо разрушена. Однако уже в XXI веке третью фигуру обнаружили. Эта, действительно, Будда в паринирване, однако в отличие от колосса, описанного Сюань-цзаном, фигура только 19 метров в длину.

3. Бамианская долина. Фото с сайта посольства Афганистана в Великобритании

На мой взгляд, здесь остаются неясности. Паломник в своем повествовании четко описывает Шакьямуни, но умалчивает о том, какую ипостась Будды изображала большая статуя. Исследователи утверждают, что культ Вайрочаны в буддизме развился в 530-х годах и достиг своего расцвета в 570-е годы. Это попадает во временные рамки создания большей скульптуры (датируется серединой 550-х годов), однако процент изображения Вайрочаны в искусстве того времени был очень мал – около 7%. Есть вариант, что большой колосс – это Будда Дипанкара («будда прошлого»). К сожалению, не сохранились руки и лица статуй, в основном по ним можно отличить изображения.

ИЗ БОЖЕСТВ В ИДОЛЫ

Но вернемся к истории. Смерть пророка Мухаммеда в далекой Медине привела в движение силы, которые вскоре изменили и культуру, и религию Афганистана: последователи пророка начали распространять его учение, завоевывая огромные территории в Азии и Африке. В 645 году, когда Сюань-цзан вернулся в Китай, в Афганистан вторглись первые мусульманские завоеватели. Покорение этих территорий завершилось к IX-Х веку. К этому же времени было обращено в ислам население региона, Бамиан подпал под влияние новой религии одним из последних.

4. Статуя Шакьямуни. Обратите внимание на человека у ноги — для масштаба и на «окошки» в нише над левой рукой. Фото найдено в сети

5. Вид из окошка вниз. Фото найдено в сети

Сохранились записки корейского паломника Хуэй Чао, который оказался в Бамиане в 720-х годах. Он описывал, что, хотя правитель страны родом из Ирана, (тем не менее) население исповедует буддизм, монастырей и монахов множество, а соседние государства на Бамиан нападать опасаются. Однако буддизм был обречен: вскоре мусульмане стали разрушать памятники Бамиана, в первую очередь стирались лица у изображений в пещерах. Не избежали вандализма и каменные колоссы.

Так, «блестящие каменья» будд, упоминаемые Сюань-цзаном, исчезли, предположительно, в 870-х годах, когда по Бамианской долине огнем и мечом прошел Якуб ибн Лейс – основатель династии Саффаридов (на пике могущества под ее контролем находилась территория современных Ирана, Афганистана, часть Узбекистана и часть Пакистана). Ибн Лейс разрушил города долины, буддистские монастыри и культовые сооружения. Некоторых «идолов» из монастырей, сделанных из драгоценных металлов, завоеватель забрал с собой в качестве военных трофеев. Часть из них Якуб впоследствии отправил в подарок ко двору халифа Багдадского.

Храмы в долине отныне оказались заброшены.

***

Отступление номер один. Я не очень люблю историю как предмет, поскольку это, по сути, бесконечная череда войн. Классический цикл война-разрушение-мир-развитие культуры-упадок-война… Как правило, мы узнаем что-то о давних временах по хроникам, составленным в честь завоевателей. Записки вроде сюаньцзановых – большая редкость. И лишь порою вехами «пронизывают» исторические хроники некоторые памятники. Бывает и так, что вокруг них творится история…

***

В XI веке Бамианская долина вошла в состав Великого Хорасана, находившегося под контролем Газневидов, и стала крупным торговым центром, здесь появились города Шахр-и-Захак и Шахр-и-Бамиан с классической исламской архитектурой. В 1218 году города посетил мусульманский ученый и путешественник Якут аль-Хамави. Вот как он описывал бамианские статуи: Внутри скалы находятся высеченные из нее два идола размером от подножия до вершины массива. Ничто в мире не может сравниться с их величиной. Один из них называется Красный идол, другой – Белый идол.

Исламские поселения через несколько лет после визита аль-Хамави были уничтожены Чингисханом. В ходе осады Бамиана монгольскими войсками в 1221 году защитники города убили внука великого завоевателя, и Чингисхан в ярости приказал сровнять поселения долины с землей, а всех обитателей – вплоть до животных – убить. Приказ был выполнен буквально – настолько, что даже сами монголы назвали Бамиан «Проклятым городом», а у населения региона он стал известен как Голгола – «Город скорбей» или «Город криков». Бамианские будды остались нетронутыми.

6. «Преходящее и вечное». Одни из лучших фотографий Афганистана — Стива Маккарри. Фото (с) Steve McCurry

Спустя примерно 180 лет каменные колоссы «лицезрели» еще одного крупнейшего завоевателя Азии. «Железный хромец» – Тамерлан (1370-1405) прошел со своим войском через Бамиан в Индию. Благодаря индийскому походу завоевателя сохранилось еще одно упоминание о буддах. По словам Шарафаддина Язди, историка, написавшего в начале 1400-х годов «Книгу побед» о войнах Тамерлана, эти статуи столь высоки, что ни один лучник не мог добить стрелой до их лиц. Колоссов историк называет Ал-Лат и Манат – соответственно, это древнеарабская богиня неба и дождя и древнесемитская богиня судьбы и возмездия.

7. Фото (с) Steve McCurry

В XVII веке последний правитель империи Великих моголов Аурангзеб (1618-1707), известный своей религиозной нетерпимостью, отдал приказ обстрелять идолов из пушек, по всей видимости, во время подавления восстания пуштунов. Позднее обстреливал колоссов и правитель Ирана Надир-шах Афшар (1688-1747). Этот человек боготворил Чингисхана и Тамерлана и старался во всем подражать им, в том числе в жестокости.
В результате обстрелов, санкционированных Аурангзебом и Афшаром, были частично разрушены ноги большой статуи.

Эмир Афганистана Абдур-Рахман (1844-1901) сумел уничтожить лицо большого Будды в ходе военной кампании против хазарейцев. Этот правитель пытался, и довольно успешно, объединить афганские территории под своей властью, хазарейцы покоряться не хотели, кроме того, они были шиитами, а эмир – суннитом. Хазарейцы оказали отчаянное сопротивление, на их усмирение Абдур-Рахман потратил не один год. Их продавали в рабство, изгоняли и убивали, кроме того, эмир решил уничтожить культурное наследие хазарейцев, к которому он причислил и бамианских будд. Дабы искоренить саму память о народе, эмир заселил Бамианскую долину пуштунами, однако они не сумели приспособиться к климату и покинули эти территории. И вскоре хазарейцы вернулись обратно.

8. Эмир Афганистана Абдур-Рахман. Фото найдено в сети

Забегая вперед, стоит сказать, что Абдур-Рахман стал предтечей талибов, но об этом см. ниже.

ВАНДАЛИЗМ «ПО-ЕВРОПЕЙСКИ»

Британец Уильям Муркрофт занимался в Индии разведением лошадей в интересах Британской Ост-Индской компании. С 1808 по 1811 годы он много поездил по северной Индии, но так и не нашел хороших жеребцов на племя. Попав однажды в Бенарес (Варанаси), Муркрофт узнал, что один из лучших рынков породистых скакунов находится в Бухаре при дворе эмира, и что хорошие кони также есть в Тибете. Муркрофт, видимо, был человеком идеи. Сильно вдаваться в подробности не стоит, но он всеми правдами и неправдами сумел проникнуть в Западный Тибет через индийские Гималаи и исследовать озеро Манасаровар. На обратном пути, решив, возможно, сократить путь, британец направился в Индию через Непал, где и был арестован местными властями.

Каким-то образом он сумел освободиться и добраться до Калькутты, где подвергся взысканию со стороны работодателя, поскольку лошадей за все время скитаний так и не нашел. Идею Муркрофта отправиться в Бухару в Ост-Индской компании не одобрили, велев ему не тратить время на ерунду и заниматься делом, ради которого его наняли. Однако Тибет, по всей видимости, распалил охоту до путешествий, да и идея покупки чистокровных туркменских скакунов не давала покоя, и Муркрофт в течение трех лет «продавил» поездку в Бухарский эмират. Впрочем, «продавливанию» помогла смена внешней политики – фактически под прикрытием поиска племенных лошадей компания поручила Муркрофту заняться сбором разведданных – начиналась эпоха «Большой игры», противостояния Российской и Британской империй.

Путь в Бухару занял шесть лет – через Кашмир и Афганистан, в частности, через Бамиан. Таким образом, в 1824 году Муркрофт стал первым европейцем, увидевшим бамианских будд. К этому времени руки скульптур, верхние части лиц были утрачены, пещеры монастырского комплекса использовались местным населением в качестве хлевов и хранилищ зерна.

9. Первый в истории рисунок будд

Первым рисунком колоссов история обязана британскому военному Александру Бернсу (родственник поэта Роберта Бернса), попавшему в долину в 1832 году с разведывательной миссией. Капитан Бернс отмечает, что мусульмане придумали несколько легенд о возникновении идолов, однако они не выдерживают критики. Вот одна из них: фигуры были созданы на заре христианской эры племенем кафиров (неверных) для поклонения и представляют могущественного правителя по имени Салсал и его супругу Шах Мама (в переводе «королева-мать»). Позднее исследователи отмечали, что «Шах Мама» это, скорее всего, искаженное «Шакьямуни».

Афганистан за много лет исследовательской деятельности Бернс изучил очень хорошо, что, впрочем, его не спасло от того, чтобы его имя осталось навсегда вписано в историю страны: в 1841 году капитан, ставший к тому времени политическим агентом, был убит в ходе восстания жителей Кабула после неудачной попытки британцев фактически совершить государственный переворот.

***

Отступление номер два. Судя по тому, что писал (см. выше) корейский паломник, буддизм в Бамиане сменился исламом далеко не в одночасье. Сейчас ученые говорят, что переход от одной религии к другой произошел примерно в течение двух веков. Это немного, во-первых, для того, времени, во-вторых, для горной местности, где часто бывает так, что изолированная долина остается вне поля зрения завоевателей в течение столетий. Я не искал целенаправленно легенды местных жителей, но представляется довольно странным, что имя Шакьямуни сохранилось, пусть и искаженное, а история возникновения колоссов придумана мусульманами совершенно новая.

10. Сосуществование религий. Фото (с) Steve McCurry

11. Делу время… Фото (с) Steve McCurry

Также довольно любопытен стереотип, согласно которому большая фигура, по мнению местных, мужчина, средняя – женщина, и есть еще (точнее была) фигура сидящего Будды между двумя колоссами, которую местные мусульмане считали ребенком. Примерно с таким же стереотипом довелось столкнуться при изучении буддизма в Пакистане, в этом случае, правда, ребенка не было.

***

Исследовавшие будд в 1930 году французские археологи были сильно удивлены, обнаружив в гроте над головой большой статуи граффити, сделанное веком ранее, которое гласило:

If any fool this high samootch explore,
Know Charles Masson has been here before.

Примерный перевод:

Если какой глупец будет исследовать эту пещеру,
знайте, ранее здесь был Чарльз Мэссон.

Мэссон (настоящее имя Джеймс Льюис) – британский авантюрист, ставший исследователем благодаря бегству из армии во время службы в Индии. За дезертирство полагалась смерть, поэтому он решил скрыться в Афганистане, который тогда еще не был захвачен англичанами.

Впоследствии представитель Ост-Индской компании, познакомившийся с Мэссоном, понял, что дезертир, проживший среди афганцев довольно долго, – ценный источник информации. В итоге ему выхлопотали прощение и приняли на службу в качестве разведчика. Сбор разведданных не помешал Мэссону заниматься археологией. Он оказался в Бамиане годом позже Бернса – в 1833 году и проводил раскопки в долине. Его граффити, пожалуй, единственный «официально зарегистрированный» (причем самим вандалом) акт европейского вандализма в отношении бамианских статуй.

За давностью лет автограф Мэссона стал достоянием истории, да и сами историки простили ему этот поступок: его называют пионером археологических исследований в Афганистане, эти изыскания помогли раскрыть роль страны в распространении буддизма и пролить свет на эпизоды завоеваний Александра Македонского в регионе. С 1833 по 1835 годы Мэссон обнаружил и раскопал в разных районах страны буддистские ступы, нашел свитки с древними индийскими письменами, десятки тысяч монет разных эпох и другие артефакты.

До конца XIX века в Бамиане по разным поводам и с разными целями, в основном разведывательного характера, побывали еще несколько европейцев. Многие из них зарисовывали колоссов. Наиболее красивыми зарисовками история обязана Первой англо-афганской войне, точнее тому, что афганцы захватили и девять месяцев удерживали в плену лейтенанта бенгальской артиллерии Винсента Эйра, который и создал эти работы. (Литографии по рисункам, сделанным в 1842 году. Изображения найдены в сети.)

12. Большая статуя. Интерес представляют развалины крепости

13. Меньшая статуя

14. Общий вид Бамианской долины

В 1878-1879 годах Афганистан в составе русской дипломатической миссии посетил доктор Иван Яворский, он также побывал в Бамиане. Вот как описывал увиденное дипломат: …Прямо перед нами возвышался огромный колосс, Бамианский Истукан. Думаю, что не я один был при виде этого гигантского памятника седой старины объят каким-то странным чувством. Много веков пронеслось над головой этого великана, а он стоит как прежде. И люди, и стихии делали свое разрушительное дело, но ни землетрясения, ни пушечные выстрелы фанатиков-мусульман не уничтожили этого великана, эти соединенные усилия только немного изуродовали его.

15. Зарисовка Яворского бамианских будд. Из книги «Путешествiе русскаго посольства по Авганистану и Бухарскому ханству»

Яворского отговорили от подъема на большую статую из-за плохого состояния лестницы, но на верх фигуры Шакьямуни он смог забраться. Дипломата предупредили, чтобы он не становился на голову колосса, потому что со всеми, кто это делал, становилось дурно, и ими овладевал какой-то непонятный ужас. Некоторые даже падали и разбивались до смерти. Местное население приписывало эти эффекты не высоте, а козням идола. Яворский также сетовал на то, что фрески внутри пещер были в плохом состоянии – сабельные порубы и следы пуль испещряли их во всех направлениях, но отмечал, несмотря на прошедшие века, поразительную свежесть красок.

16. Те самые «следы пуль». Фигура Будды в одной из пещер Бамианского монастырского комплекса. Фото (с) Tito Dupret

17. Там же. Фото National Research Institute for Cultural Properties, Tokyo, Japan

Зарисовки внутри пещер дипломат не делал, однако и по сей день краски кажутся свежими. Налицо, простите за буквальность, следы пуль, да еще прибавились и надписи.

18. Там же. Фото (с) Tito Dupret

19. Там же. Фото (с) Tito Dupret

Также Яворский свидетельствует об архитектурных особенностях ниши, в которой находился колосс: голоса людей, стоявших внизу, прекрасно сохраняли свою силу, даже шепот отчетливо доносился до нас, то есть на высоту примерно 10-этажного дома.

Несмотря на публикации названных выше исследователей, всплеск интереса европейских историков и археологов к Бамиану и более-менее систематическое его изучение началось лишь в конце XIX века, когда в 1885 году долину посетили капитаны британской армии Тэлбот и Мэйтланд, занимавшиеся топографической съемкой местности в военных целях. Они точно измерили высоту статуй и сделали несколько их зарисовок, которые были опубликованы. Любопытно, что оба топографа приводят название идолов как Бот-и-Бамиан (или Бут-и-Бамиан, см. подпись на рис. номер 9), в первой части названия угадывается редуцированное слово «будда». В 1895 году была сделана первая фотография колоссов. Здесь стоит отметить, что ранние исследователи, например Бернс и Муркрофт, не поняли, что статуи — буддистские, и отнесли их к искусству Византии. Полагаю, зная о том, что ранее в долине господствовал буддизм, они легко бы объяснили местным значение этих «бут» и «Шах мама».

20. Внутри пещерного комплекса Бамиана. Фото (с) Tito Dupret

В 1922 году в долине на постоянной основе начала работу французская археологическая миссия под патронажем короля Афганистана Амануллы Хана. C 1969 по 1978 годы археологи занимались реставрацией колоссов под эгидой Археологического управления Индии.

Другие конфликты на территории страны, включая англо-афганские войны, обе афганские кампании СССР, гражданскую войну (1978-1996), не затронули статуи, хотя остальное буддистское наследие долины целенаправленно либо ненамеренно продолжало уничтожаться.

21. Советский военный Ми-8 на фоне статуи Будды Шакьямуни во время войны в Афганистане. Фото найдено в сети

МЕЖДУ КУЛЬТОМ И КУЛЬТУРОЙ

В 1997 году один из полевых командиров движения «Талибан» Абдул Вахид еще до захвата Бамиана талибами заявил, что будды будут разрушены. Годом позже, когда долина перешла под контроль радикального движения, Вахид приказал сделать отверстия в головах статуй для закладки взрывчатки.

Однако работы были прекращены по приказу лидера «Талибана» муллы Мухаммеда Омара, который заявил, что буддистской общины в Афганистане нет, идолам никто не поклоняется, а они между тем являются потенциальной достопримечательностью для иностранцев и потому должны быть сохранены, как и другое доисламское наследие. Боевики, правда, успели «замазать» лицо большой статуи, закоптив его сожженными автомобильными покрышками.

22. Извиняюсь за размеры, других нет. Зачерненное лицо Будды. Фото найдено в сети

Однако вскоре мулла Омар приказал взорвать памятники. Вот как он аргументировал это: Я не хотел разрушать статуи. Однако ко мне обратились иностранцы, заявившие о желании отреставрировать будд, несмотря на то, что монументы не были сильно повреждены за столько веков. Просьба шокировала меня. Я подумал: это бесчувственные люди, им безразличны тысячи живых афганцев, умирающих от голода, им интересен лишь мертвый камень. Это прискорбно. Поэтому я приказал уничтожить статуи. Если бы эти иностранцы оказывали гуманитарную помощь, я бы не тронул монументы.

Сначала боевики «Талибана» обстреливали колоссов из автоматов, ПЗРК и гранатометов, однако разрушения были минимальны. Тогда в течение нескольких дней по монументам вели огонь из артиллерийских орудий. Статуям был нанесен серьезный ущерб, однако вандалам этого показалось мало. И тогда боевики установили в основаниях колоссов противотанковые мины и заложили взрывчатку в плечи будд…

Непосредственно уничтожение показано с 4-й минуты

13 марта талибы официально объявили о полном уничтожении колоссов. Таким образом, один из наиболее значимых памятников буддизма в Афганистане, насчитывавший более 15 веков, разрушили в течение двух недель. Для этого пришлось свозить в Бамиан взрывчатку из соседних районов и даже из кабульского арсенала. Все «работы» проходили под личным руководством «министра обороны» «Талибана» и рассматривались в качестве «важнейшей военной операции». 26 марта талибы устроили показательную экскурсию в Бамиан для 20 иностранных журналистов и продемонстрировали им обломки статуй.

23. Было – стало. Фото Associated Press/ТАСС

Когда Будды были целы, они даже изображались на почтовых марках страны. Что ж, теперь завершение истории колоссов отражено и в филателии.

24. Было – стало. Марочное

***

Отступление номер три. Почему же мулла Омар, поначалу берегший культурное доисламское наследие, внезапно решил от него избавиться? Не знаю, но есть следующие факты. В январе 2001 года ООН ввела санкции в отношении «Талибана». Одновременно с этим культурные организации активизировались в желании сохранить доисламские (да и исламские тоже) памятники Афганистана. ЮНЕСКО даже нашла в себе силы, чтобы вступить в прямые переговоры с талибами. Возможно, последние решили использовать идею уничтожения статуй как инструмент давления на мировое сообщество, и когда это не сработало, боевики просто решили быть последовательными. Хотя это, по-моему, детсадовская логика: игрушка не моя, мне ни к чему, но отдать жалко, поэтому не доставайся же ты никому.

25. Представитель ЮНЕСКО Пьер Лафранс (справа) убеждает «главу МИД» талибов Вакиля Мутавакиля сохранить неисламские памятники Афганистана. Кандагар, начало марта 2001 года. Фото (с) Associated Press/ТАСС

Определенную роль сыграли и СМИ, трубившие об этом на весь мир. Вообще все больше задумываюсь: совершались бы акции, например, по уничтожению культурных памятников, не разноси эти новости СМИ? Применительно к этому случаю – стал ли бы мулла Омар тратить время и деньги (и немалые – сколько взрывчатки и боеприпасов пришлось потратить) на уничтожение будд, если бы об этом никто не узнал?

Еще один факт. Как упоминалось выше, эмир Афганистана в XIX веке пытался извести хазарейцев и разрушить статуи, считая их хазарейскими идолами. В какой-то степени талибы стали его последователями. Захватив Бамианскую долину, они также начали проводить насильственную пуштунизацию, тем более что хазарейцы выступали против «Талибана» и пытались сотрудничать с Северным альянсом. В отместку талибы фактически изолировали места расселения хазарейцев в Афганистане, запретив ООН оказывать им гуманитарную помощь.

***

Большая из разрушенных статуй была крупнейшим в мире изображением стоящего Будды (54 метра). Аналогичные монументы меньшего размера уцелели – возможно, пока еще – в Северном Пакистане.

26. Фото Будды Вайрочаны (или Дипанкары), которое я сделал в Гилгит-Балтистане. Изображения вырезано на большой высоте, и нигде я не нашел описания его размеров. На глаз — примерно 6-7 метров

Мулла Омар назвал разрушение бамианских статуй приятным Аллаху делом. Он заявил, обращаясь к своим последователям, что, когда мы приступили к разрушению ложных идолов, мир сделал из этого трагедию; хотел бы призвать вас быть скорее разрушителями статуй, чем торговцами ими.

Между тем вскоре после разрушения будд появилась информация о том, что «Талибан» распродает фрагменты колоссов через посредников в Пакистане. Пакистанская пресса сообщала, что в Пешавар прибыли не менее 10 грузовиков с обломками. Утверждалось, что талибы решили измельчить крупные фрагменты и оптом сбыть их торговцам антиквариатом.

Боевики заявляли также, что наравне с буддами уничтожаются идолы и артефакты в других районах страны, в частности, в Герате, Газни, Джелалабаде и Кандагаре.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Мировое сообщество, в том числе исламские страны, осудило эти акты вандализма. В частности, Пакистан, одно из трех государств, официально признавших «Талибан», подверг критике уничтожение статуй. Иранские СМИ распространили заявление, что решение талибов, будучи принятым во имя ислама, бросает тень на священную религию. Еще раньше муфтий Египта Наср Фарид Уасель призывал талибов отменить решение, поскольку присутствие статуй не запрещено исламом.

27. Дети играют на остове «буханки» на фоне ниши, в которой стояла статуя Будды Вайрочаны. Фото (с) Steve McCurry

В ЮНЕСКО назвали случившееся преступлением против культуры и крупнейшим провалом организации по спасению памятников всемирного наследия. Разрушение статуй стало поводом для разработки Декларации о преднамеренном уничтожении культурного наследия (принята в октябре 2003 года). В 2004 году под началом ЮНЕСКО в Бамиане начались реставрационные работы, археологи собрали примерно 2 тысячи кубометров фрагментов статуй общим весом в десятки тонн. Однако в 2011 году организация решила не восстанавливать монументы, посчитав, что людям нужен подлинник, а не подделка.

Представители правительства Афганистана также склоняются к тому, чтобы оставить все как есть. «Нынешнее состояние будд – факт нашей истории. Независимо от того, насколько хорошим или плохим был «Талибан», мы не можем вырвать эту страницу из книги», – считает глава отдела по реставрации и консервации исторических памятников Афганистана Абдул Ахад Абасси. Впрочем, некоторые афганские археологи полагают, что можно восстановить хотя бы одну статую. В ближайших планах ЮНЕСКО – построить на территории долины культурный центр.

Спустя 14 лет, в июне 2015 года, фигуры будд вновь появились в своих нишах, правда, это были голограммы. Супружеская пара из Китая потратила $120 тысяч на проецирование колоссов в 3D с помощью лазерных технологий. Разрешение на акцию дали ЮНЕСКО и правительство Афганистана.

Отступление номер четыре. В процессе написания текста задумался вот о чем. Какие еще есть памятники подобного размера, которые смогли выдержать испытание временем и людьми? Например, египетские пирамиды. Можно предположить, что большинство таких сооружений строилось людьми подневольными. Однако в случае с бамианскими буддами это скорее всего не так. Полагаю, неизвестные скульпторы делали колоссов более чем добровольно. Ведь эпоха крестовых походов в буддизме кончилась, видимо, где-то между 200-ми годами до нашей эры и 200-ми нашей, то есть от Ашоки (империя Маурьев) до Канишки (Кушанское царство).

Буддизм при кушанах распространился по территории Средней Азии очень сильно, что объясняется не только не покровительством, которое кушанские цари ему оказывали. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере, в духовной области. Это способствовало превращению его в массовую религию. При этом увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов – новая религия впитывала их в себя. Высечь в скале мантру или изображение Будды, установить ступу или чортен, выкупить животное, предназначенное на убой, и т.д. — благое дело с точки зрения буддиста. Как нынче принято говорить, плюсик в карму. Причем плюсик получается, только когда делаешь сам, а не прибегая к рабской силе.

ДРУГИЕ ПАМЯТНИКИ АФГАНИСТАНА

Под угрозой исчезновения (либо уже уничтожены) находятся и другие археологические памятники исламской республики. Их обзор выходит за рамки данной работы – информации в сети более чем достаточно, стоит набрать в поиске такие слова, как «Ай-Ханум», «Тилля-тепе» и другие. Однако об одном месте хотелось бы рассказать.

В местечке Мес Айнак в 40 км к юго-востоку от Кабула не так давно был обнаружен комплекс буддистских сооружений – второй по величине в стране.

Ученые нашли более 400 статуй Будды, несколько ступ, а также крепость, цитадель, четыре монастыря, зороастрийский храм, древние медные выработки, плавильные мастерские. Найдены также стекло, монеты разных эпох и инструменты для их изготовления. В нижнем слое обнаружены артефакты, датированные бронзовым веком.

28. Фото с сайта savingmesaynak.com

29. Уже по тому, как исполнены голова и ушниша, можно сразу понять, что изваяние эпохи Гандхары (так называемый греко-буддизм). Фото с сайта savingmesaynak.com

30. Фото с сайта savingmesaynak.com

31. Фото с сайта savingmesaynak.com

32. Фото (с) Simon Norfolk

Ученые опасаются, что все это может исчезнуть не только из-за религиозной нетерпимости и боевых действий, но и из-за денег: Мес Айнак расположен на крупнейшем месторождении меди в Афганистане.

Проект по разработке месторождения является одной из самых крупных китайско-афганских программ сотрудничества – компания China Metallurgical Group планирует инвестировать в разработку Мес Айнак $3,5 млрд.

***

Список источников:
1. Сюань-цзан, «Записки о западных странах эпохи Великой Тан», «Востлит», Москва 2012.
2. Рене Груссе, «Чингисхан. Покоритель Вселенной», «Молодая Гвардия», Москва, 2004.
3. Иван Яворский «Путешествiе русскаго посольства по Авганистану и Бухарскому ханству», Санкт-Петербург, 1882.
4. Mohammad Shehzad, «The Rediff Interview/Mullah Omar», Kabul, 2004.
5. Deborah Klimburg-Salter «The Kingdom of Bamiyan, Buddhist art and culture of the Hindu Kush», Istituto Universitario Orientale, Naples – Rome, 1989.
6. Takayasu Higuchi, Gina Barnes «Bamiyan: Buddhist cave temples in Afghanistan», World Archaeology, Vol. 27(2) Buddhist Archaeology, Routledge, 1995.
7. D.C. Ahir «Bamiyan Buddhas, senseless destruction by Taliban», Blumoon Books, 2001.
8. Thomas Ruttig, «An attempt to wipe out history: The destruction of the Bamian Buddha colossi in 2001», Afghanistan Analysts Network, 2015.
9. Journal of the Asiatic society of Bengal, vol.2, Calcutta, 1833.
10. Michael Petzet, «The giant Buddhas of Bamiyan, safeguarding the remains», ICOMOS, 2009.
11. Hamid Naweed, «Art Through the Ages in Afghanistan», Author House, 2013.
12. Elizabeth Errington, «Ancient Afghanistan through the Eyes of Charles Masson», The International Institute for Asian Studies, 2002.
13. Nancy Hutch Dupree, «The valley of Bamiyan», Kabul, 1967.
14. Rashid Ahmed, «Taliban: Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia», Yale University Press, 2001.
15. Hannah Bloch, «Rescuing Mes Aynak». National Geographic.
16. Новости агентства ТАСС.

Метки

8 комментариев

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *