Снова из словаря: Горная болезнь – болезненное состояние, возникающее при подъеме на большие (свыше 3 км) высоты вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. При подъеме на высоты до 3 км кислородная недостаточность у здоровых людей компенсируется усилением легочной вентиляции. При дальнейшем подъеме гипоксия нарастает, так как функции организма не обеспечивают достаточной компенсации.

Основные признаки: одышка, сердцебиение, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, мышечная слабость, потливость, нарушение остроты зрения, сонливость, снижение работоспособности и др. Если при появлении симптомов набор высоты продолжается, то недомогание усиливается, физическое состояние ухудшается – вплоть до летального исхода.

1. Попытка сделать HDR

Для себя вывел два значения понятия «горная болезнь». Первое – общепринятое, второе – собственное. Сначала о первом.

При сборе информации о треке особое внимание я уделил именно горной болезни, так как имею один пунктик: меня выводит из себя потеря контроля над собственным телом хотя бы в малой степени. Проще говоря, это даже бесит. Откуда такое – непонятно, но еще в детстве, помнится, смотря какой-нибудь фильм о войне и видя фашиста, пойманного советскими солдатами, связанного и беспомощного, я сочувствовал именно ему.

Ощущение того, что нет возможности распорядиться руками, ногами и т.д. – неважно, по чьему умыслу или вследствие обстоятельств (та же горная болезнь) – усиливает беспомощность, беспомощность порождает желание ее преодолеть, ничего не получается, и начинаешь сатанеть. Помнится, один из самых неприятных моментов, когда после операции на колене больную ногу приходилось передвигать руками и вообще обращаться с ней, как с колодой…

К счастью, на мне горная болезнь почти не сказалась. Основным признаком было странноватое ощущение в голове – как если бы не поспал сутки. Лишь выше 5 км желудок отказался принимать пищу, но это быстро удалось преодолеть. А так – ни нарушения координации, ни головокружений, ни мышечной слабости, ни отслоения сетчатки (пугали и этим!) – огурец, да и только! :)

Точно можно сказать – надо пить много воды. Вполне возможно, что, быть может, с водой поступает дополнительный кислород – все-таки H2O! Вода помогала здорово. Еще одним хорошим фактором был интенсивный массаж ног. Проще говоря, часть пути я шел босиком.

2.

Настя почему-то сочла это безумием, особенно на высоте, однако было так хорошо! :)

Настя горную болезнь переносила хуже – ноги слабели, отказывались идти, голова тоже была дурная, так что ей телескопические палки пригодились, и хорошо, что мы их купили. На большей высоте к вышеописанным симптомам прибавилось беспричинное веселье и приставание к козлам, якам и осликам (увидев пасущегося козлика, Настя подходила к нему и говорила: «Эй, козел, ну чего ты тут встал? Пойдем погуляем!»). Впрочем, все это носило безобидный характер, и я был уверен, что случись что, мы с Майлой приведем Настю в себя.

Первые признаки горняшки появились на высоте 2400. Когда что-то типа недомогания испытываешь первый раз – это пугает, конечно. Но ничего, справиться можно, наоборот, даже интересно следить за реакциями тела и пытаться контролировать происходящее.

С этого дня мы уже почти не шли в тесных ущельях – предгорья стали «опадать», снижаться, а из-за них выступали настоящие горы.

Постепенно то, что доводилось увидеть, вело к пониманию, что понятие «горная болезнь» необходимо расширить. Оказывается, на горы можно подсесть так же, как и на море. На море я подсел давно, на горы – после этой поездки. Они вызывают массу чувств, ощущений и мыслей. Забыть эти чувства, ощущения и мысли не получается – острота не снижается, несмотря на время.

Но и это не все. Мысли, которые обычно крутятся в голове, исчезают, их вытирает, будто ластиком. Горы это делают очень ненавязчиво. Уже на второй-третий день движения вдоль гряды к этим великанам привыкаешь, но удивляться не перестаешь. Горы больше и выше любой проблемы. Так что все, над чем думалось и что не могло решиться, кажется мелочью в сравнении. По возвращении домой взгляд точно меняется – по-другому смотрится на многое.

3. Деревня на том берегу. К ней ведет длинный мост

4. Очень длинный…

Природа становится все более дикой. Мозг тоже. Чем выше, тем меньше слов.

5. Здесь уже ни о каком рафтинге и речи нет

6. Сверху один за другим спускаются водопады

7. Только маоисты ухитряются использовать для агитации даже скалы вдоль реки

В этот день у нас был самый длинный переход – больше 8 часов, в конце дня попали под дождь, прошли зону альпийских лугов и, кажется, впервые встретили тибетские молитвенные барабаны.

8.

9.

При вращении барабанов молитва произносится. Крутить надо обязательно правой рукой. Соответственно, обходить барабаны надо всегда слева.

10. Часто барабаны встречаются в арках, через которые идет тропа. Как здесь:

11. Вот тут у нас начались симптомы горной болезни

12.

13. Еще выше…

14. Рододендроновое дерево

Как закончился подъем, долго шли по ровному, и деревеньки на пути все сплошь пустые почти – в одной, например, встретились только дети…

15.

16.

… да дядька, который рис просеивал.

17.

18. Зона альпийских лугов

Пришли, как водится, под вечер, а на следующий день выглянули из комнатки и увидели вот такую красоту:

19.

20. Ламджунг Химал (Lamjung Himal) высота 6983 метра

7 комментариев

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *