Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел — заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней. Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны. В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет.

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый — доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы. Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны.

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

***

Когда я первый раз оказался в Хунзе, то почти ничего не знал о ней и не представлял, в какое, по мнению вегетарианцев, сказочное место попал. Во второй приезд возникли проблемы со здоровьем, я угодил в местный госпиталь и вот тут-то серьезно задумался о том, что в текстах про блещущих здоровьем хунзакутов что-то не то – раз больница есть, значит, есть и больные.

Уже при прочтении приведенного выше мифа бросаются в глаза странности вроде той, что, если женщины у хунзакутов могут рожать детей даже в преклонном возрасте, и все знают, какие многодетные семьи у мусульман, то непонятно, почему до сих пор хунзакутов всего 15 тысяч. В общем, если смотреть с точки зрения банальной логики, то уже все очевидно, если же присовокупить к этому не менее банальную статистику, то… бедные вегетарианцы.

***

Это, разумеется, не нападки на вегетарианство – я исхожу из того, что каждый волен есть то, что ему хочется. Это нападки на подтасовку фактов. О желании верить в то, что подтверждает правильность твоего образа жизни, уже сколько писали психологи. На это сплошь и рядом попадаемся все мы, но это полбеды. Вторая половина – тенденция к размягчению мозгов у читателей. В точных науках заниматься профанацией трудно, специалист в два счета раскусит. А вот гуманитарная сфера… Как правило, серьезную научную проблему с наскока понять невозможно, придется подумать и напрячься. Однако все больше текстов сейчас не научные или научно-популярные, они не тянут даже на репортаж – легко усвояемая жвачка, не более.

Ну что ж, миф есть, даешь разоблачение!

Если отталкиваться от текста приведенной выше небылицы про Хунзу, очевидно, что первая его половина взята из материалов, написанных до 1947 года, то есть до получения Индии и Пакистаном независимости. По тексту хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита.

Начиная с 1947 года, Хунза – это север Пакистана, равно как и город Гилгит, который – совершенно верно – примерно на 100 километров южнее Хунзы.

Два красных верхних кружка Балтит – столица бывшего княжества Хунза и Гилгит – столица одноименного бывшего княжества, позже – британского Гилгитского агентства

Указатель в районе Гилгита. Русские надписи – потому как до территории бывшего СССР отсюда недалеко

Талантливый английский военный врач Мак Каррисон, который 14 лет лечил больных в этом забытом Богом районе, во-первых, был в регионе 7 лет, а не 14, звали его Робертом Маккаррисоном (Robert McCarrison), а не Маком Каррисоном и, конечно, он был далеко не первым европейцем, писавшим про Хунзу и народ, ее населяющий. Одним из первых был британский полковник Джон Бидделф (John Biddulph), живший в Гилгите с 1877 по 1881 годы. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша» (Tribes of Hindoo Kush), в котором в том числе описаны и хунзакуты.

Что касается доктора Ральфа Бирхера, посвятившего годы исследованию жизни хунзакутов, эти исследования принимать во внимание не стоит, так как Бирхер (Ralph Bircher) не то что в Хунзе не был, его нога вообще не ступала на полуостров Индостан, все «изыскания» Бирхер проводил, не выходя из дома. Тем не менее он зачем-то написал книгу под названием «Хунзакуты, народ, который не знает болезней» (Hunsa, das Volk, das keine Krankheit kannte).

(То же самое и в случае Джерома Родейла (Jerome Rodale), опубликовавшего в США в конце 1940-х книгу «Здоровые хунзакуты» (The healthy Hunzas). Книга эта стала крайне популярной ввиду того, что как раз в этот момент у американцев начался бум здорового питания. Издание способствовало укоренению мифа о Хунзе в США. Родейл, кстати, в предисловии честно пишет, что никогда не был в Индии и все данные про Хунзу брал из британских военных источников.)

Вторым из наиболее ранних посетителей Хунзы был русский военный, востоковед, разведчик и путешественник Бронислав Громбчевский, участник так называемой Большой игры – противостояния между Российской и Британской империями. Громбчевский с разведывательным отрядом из нескольких казаков пришел с севера и пытался убедить эмира (мира) Хунзы сотрудничать с Россией.

Третьим стал «последний искатель приключений» Британской империи Френсис Янгхазбенд, который был отправлен Хунзу в противовес Громбчевскому, о чем подробно писалось здесь. Впоследствии в 1904 году Янгхазбенд возглавил отряд британских войск, захвативший Тибет, о чем упоминалось здесь.

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

***

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

***

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений, все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, вот это.

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

***

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

***

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?

Фрагмент гряды семитысячника Ракапоши, господствующего над Хунзой

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ МИФА О ХУНЗЕ СМ. ЗДЕСЬ.

Оглавление записей из этой поездки
Запись 1: Начало
Запись 2: Контрасты
Запись 3: Колониальное прошлое
Запись 4: Дорога и беспокойство
Запись 5: Кровать на двоих
Запись 6: Смерть меня подождет или что такое пакистанские больницы
Запись 7: Реанимация номер 2 или спасибо исмаилитам
Запись 8: Конец песенки
Запись 9: Нестраховой страховой случай
Запись 10: Одиночество – сука
Запись 11: Минутка славы
Запись 12: Христианские церкви Пакистана
Запись 13: Камень преткновения
Запись 14: Так говорил Заратустра
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись
Запись 16: Многая лета жителям Хунзы

131 комментарий

  1. Спасибо, познавательно!
    (Но шрифт нечитабельный совсем, особенно курсив.)

  2. Подозреваю, что вегетарианство, а также сыроедение — это продолжение того увлечения Востоком и эзотерикой, которое началось в начале 20 века. Где Индия и Непал, где буддизм и индуизм, где медитация и другие практики, направленные на работу с умом, там же здоровый образ жизни, но не в формате аэробики, а в стиле йоги и правильного питания. А самое модное направление ЗОЖ нынче какое? Правильно:))

    Слушай, а что в Хунзе и в самом деле едят каждый день?

    • Мне с местными ужинать не доводилось. В гестах и во всяких забегаловка мясо можно заказать. И готовить его они умеют )

  3. Спасибо! Объемно и интересно:)

  4. По-моему тоже шрифт неудачный: буквы сливаются и слова. Жаль нет вверху дат путешествия.

    • А каким браузером смотрите?

      Насчет путешествий — спрашивайте, отвечу. Записи из этой серии про Пакистан относятся к майской поездке 2011 года.

  5. Вера Завершинская

    Хорошо, что повторно открыла ссылку о красотах прелестях Хунзы и увидела это приглашение на статью о реальной жизни хунза-народа. Я уже хотела на вебинаре «Лето будет для здоровья» завтра рассказать об этом народе.
    А такая красивая сказка была… И питание натуральное, и больниц-врачей- тюрем нет, и жизнелюбие, и долгая счастливая жизнь до 120-150 лет.
    Так сколько лет живёт этот народ хунза?

    • Мне попадался отчет, кажется, фонда Ага-хана о продолжительности жизни в Хунзе. Насколько помню, не выше обычного. Во всяком случае долгожителей была всего пара, и те в пределах 95-100 лет.

  6. Ну надо же, а только что прочитала в весьма неплохой медицинской книжке по заболеваниям молочных желез про эту счастливую народность, что они ни рака не знают, ни мастопатии благодаря питанию и постоянному ощущению счастья (((. Доверие к книжке сразу упало, хотя в остальном в профессиональном смысле вроде дельно написана. Почему ж авторы непроверенные данные написали? Жаль…

  7. Всегда, прочитав о каком-то «факте» в интернете, сразу же стараюсь найти ему опровержение. Сегодня прочитал про удивительных неболеющих хунзакутов. После этого, к счастью, нашёл ссылку на Вашу статью, и ещё один миф оказался развеянным.

  8. Катерина

    Спасибо Вам большое! Интересно и,главное — честно! Я работаю в вегетарианском кафе и все,кому не лень,говорят о народе Хунза. Причем,полгода назад сама восхитилась и подумывала тоже побольше урюка и пшеницы,да и вообще на сыроедение переходить) Добилась только нарушений в ЖКТ….) А вот,случайно нашла Вас. Да,на самом деле таких мифов даже не десятки — их сотни,тысячи…и очень обидно,что люди не могут охватить взглядом общую картину и сделать правильные выводы. а Вам -спасибо,ссылку кинула — пущай читают правду)

    • Спасибо! Рад, что понравилось. Мне этот миф тоже очень надоел — уж съездили бы, те, кто его тиражирует, своими глазами посмотрели, что ли…

      А абрикосы в Хунзе действительно замечательные. Я таких больше нигде не ел и не видел. И курага, и абрикосовое масло — тоже…

    • Катерина, у вас странная логика. :) Данная статья только опровергает миф о вегетарианстве народности Хунзу. Но если они не вегетарианцы, а тем более не сыроеды, то как можно из этого сделать вывод, что вегетарианство и сыроедение это плохо? Вот если бы они действительно были сыроедами и болели теми болезнями которые описаны в статье, тогда да сыроедение это плохо. Но они же не являются сыроедами. :)

  9. Автору огромная благодарность за прекрасную статью.

  10. Константин

    19 лет не ем мяса, никогда ни чем не болел, и даже если это не правда про Хунзу (что впрочем мне не важно), то пусть вымышленная, но эта история настраивала людей на позитив

    • Ну, с таким успехом можно говорить о каком-нибудь фэнтезийном романе — он вполне может настраивать людей на позитив. Я опровергал миф о вегетарианстве, не имеющего ничего общего с реальностью.

  11. Очень интересно было прочитать про Пакистан. Особенно интересны выводы и взгляды современного человека, не отягощенного стереотипами.

  12. очень интересно, прочла с удовольствием, благодарю

  13. Но в итоге из статьи так и непонятно главное, действительно ли образ жизни хунзакутов, периодические голодания и отсутствие мяса в рационе, позволяют им жить по 120-130 лет, несмотря на неприятности со здоровьем, которые судя по вашему описанию имеют больше инфекционный характер (просто отсутствие гигиены), чем хронической.

    Так какой же средний возраст смерти хунзакута м/ж? Есть информация?

    • Они не живут по 120-130 лет. Найти сейчас не могу, но попадалась информация где-то за 1999 год, что ли, относительно смертности и проч., представленная пакистанскими властями. На тот момент из всего населения Хунзы 3-4 человека преодолели 100-летний рубеж. А в остальном — умирают в 60, 70 лет, вроде как-то так.

  14. Здравствуйте. Спасибо за статью. Очень много ценной информации.
    Однако не считаю статью объективной, так как в ней названы туфтой труды одних исследователей и превознесены труды других. Хотя тот же Джон Кларк всего лишь за ископаемыми приехал и прожил в долине всего 1,5 года. Какое он имел отношение к медицине? В то время как Маккаррисон возглавлял научный иснтитут в Индии и прожил там минимум 7 лет. Так что все очень спорно. Мое мнение изложено здесь — во второй части статьи: http://vegetarianskij.ru/hunza-narod-ne-znayushhij-boleznej/

    • Здравствуйте! Пожалуйста. Перечитайте внимательно Кларка и поправьте ошибки в своей статье. Он туда приехал не только за полезными ископаемыми, но и с намерением оказывать хунзакутам медпомощь. И медподготовка у него была, и лекарства были. И далее Вы передергиваете — он не пишет, что вылечил 5 тысяч человек, он пишет, что лечил 5 тысяч человек. Здесь ощутимая разница, не так ли? Что касается Маккаррисона, я уже написал о прорехах в его исследовании и том, почему оно не может считаться полным. Кстати, исследования, написанные им о районе Гилгита, касаются в основном проблем с щитовидной железой и кретинизмом. Что касается научного института, это все было на самом юге Индии и к хунзакутам никак не относится.

      И да, Маккаррисон пишет, что хунзакуты едят мясо.

      Помимо Кларка, я упомянул Дэвида Лоримера, который жил непосредственно в Хунзе около года в 1930-х. Он также пишет о проблемах со здоровьем у хунзакутов.

      Что касается «туфты одних исследователей», тут вообще терминология странная: ни Бирхер, ни Родейл исследователями не являются — они не только в Хунзе не были, но даже и в Индии. И рассматривать их «труды» в качестве первоисточников, скажем так, несколько наивно.

      Что касается долголетия, постараюсь в ближайшее время найти статистику сроков жизни в Хунзе (попадалась на глаза), но пока по памяти: если не ошибаюсь, статистика была за 1990-е годы. Людей, преодолевших 100-летний рубеж было всего 2-3.

      • Прекрасно, заменила слова «вылечил» на «принял» и добавила к цели добычи полезных ископаемых еще и волонтерство.

        Но! У меня создалось стойкое впечатление, что вы хотите заставить факты играть в угоду вашему представлению о хунзакутах. Почему?

        1. Несчастные Ральф Бирхер и Джером Родейл, о которых вы не раз пренебрежительно и даже насмешливо отозвались. Я прекрасно представляю, что такое наука, как она делается, кто такие ученые и как они проводят свои исследования.

        Они (современные) могут вообще никогда не выходить из своей комнатки, используя сеть и заказывая книги на дом, делая вылазки лишь в исключительных случаях — за редким экземпляром книги, например. Да-да, именно так пишутся дипломы, защищаются диссертации, кандидатские. От этого они учеными не перестают быть. Как и много лет назад. Изучать вопрос можно, не выходя из дома, на основе достоверных источников. В данном случае — как пример — труд Маккарисона.

        2. Маккарисон. Его вы тоже раскритиковали на все лады. Но! Этот человек провел в этой местности минимум 7 лет! Специально жил с этими хунзакутами в одних домах, обошел долину вдоль и поперек. И, самое главное, специально занимался изучением питания этого народа. Чтобы сделать соответствующие выводы в дальнейшем. И он их сделал.

        И продолжит исследования, которые носили не случайный, а намеренный характер: «Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.»

        Хорошо, предположим, что он исследовал хунзакутов только Гилгите, никуда больше не выезжал, ничего больше не видел и никого не исследовал (что само по себе абсурдно). Но тогда жители Гилгиты — счастливчики-долгожители, не болеют, вегетарианят и т.п., с чем их можно поздравить, а значит — факт существования такого здорового народа налицо.

        3. Вы делаете акцент на исследованиях Кларка. Но, во-первых, он далек был от исследования именно болезней, не ставил таких целей, волонтерство — была второстепенной задачей. Во-вторых, он не был врачом (какая еще медицинская подготовка?), а как немедик может делать такие выводы вообще уму непостижимо, также как и Лоример. И в-третьих, а хунзакутов ли он исследовал и лечил? И жил в этой местности всего 1,5 года.

        4. Агрессивность. Нигде не встречала информации, что хунзы — миролюбивый народ. Хотя, может это так и есть. Но эта часть оспариваемого материала прошла мимо. В конце концов, какая разница, мирные они или нет, если речь идет, прежде всего, об их здоровье.

        5. Мясоедение. То, что хунзы теоретически могут есть мясо — с этим никто не спорит. По-моему, об этом пишется абсолютно везде. Только вот практически они его не едят. Из бедности. Ну, если только зажиточные могут себе по праздникам позволить. Но причина не важна, важен факт — они вынужденные вегетарианцы (в основной массе) со всеми вытекающими отсюда выводами.

        • Знаете, это даже любопытно, как люди ухитряются рассуждать о местах, которых никогда не видели, в которых не были и которых не имеют представления. Ну что же, поехали…

          1. приведение в пример современных ученых, защищающих диссертации, не выходя из дома, плохой по двум причинам. Бирхер свою книгу написал, кажется в начале 1940-х, Родейл — в 1950-х. Тогда не было интернета, и тогда информации по Хунзе вообще не было, она была практически равна нулю. Так что товарищам приходилось опираться только в основном на труд Маккаррисона. В остальных источниках (до 1950-х годов) по Хунзе лично мне никаких материалах об их «феноменальном» здоровье не попадалось.

          2. Вы опять выдаете желаемое за действительное и совершенно не понимаете при этом географическую и историческую составляющие региона, что весьма важно. К сожалению, я не смогу Вам сообщить много на эту тему, потому что потребуется целая лекция. Я нигде не видел информации о том, что Маккаррисон «жил с этими хунзакутами и обошел долину вдоль и поперек». Укажите, пожалуйста, источник, где это написано. Он был единственный европейский врач на всю территорию нынешнего Гилгит-Балтистана (поинтересуйтесь площадью района) и делал редкие объезды подведомственной территории, в которой не было дорог на тот момент. Это от силы пара раз в год, на что уходила куча времени и сил (поверьте, знаю, о чем говорю — я там ногами походил немало). Основной центр приложения его сил — Гилгит, о чем говорят, в том числе его исследования на тему проблем с щитовидкой исключительно в этом районе — см. библиографию Маккаррисона (Observations on Endemic Goitre in the Chitral and Gilgit Valleys и Observations on the Amoebae in the Intestines of Persons Suffering from Goitre in Gilgit. Отдельных материалов, посвященных Хунзе, в библиографии у Маккаррисона не указано.

          Теперь почему есть проблемы с Гилгитом — я недаром говорил — поинтересуйтесь историей. Гилгит и Хунза — это два разных государства с абсолютно разным климатом, географией и т.д.(!), они таковыми были до появления англичан в регионе, и таковыми оставались во времена пребывания там Маккаррисона. И, как бы сказать помягче, не было хунзакутов в Гилгите, только разве что единичные случаи приходящих-проходящих. Далее. Примерно за 10 лет до приезда Маккаррисона в регион англичане Хунзу захватили, и любви к англичанам покоренный народ испытывал мало. Кто из хунзакутов в таких условиях почешет к Маккаррисону в Гилгит со своими болезнями? Про женщин-мусульманок я уж не говорю, которые неверному никогда в руки не дадутся сами.

          Далее. В доступных мне источниках информации Маккаррисон упоминал про Хунзу в лекции, которую он читал в Питтсбурге, в статье в Journal of the Royal Society of Arts в 1925 году и в книге, которую, кажется Вы приводили: Studies in Deficiency desease. В лекции и статье только общие слова — никаких статистических данных. В книге я нашел лишь один короткий абзац, посвященный Хунзе и ее жителям — опять же без каких-либо статданных. Мало того, Маккаррисон прямо пишет, что нет статистики по Хунзе вообще, цитирую: no statistics are available in this country. И он абсолютно прав, в отличие от болванов-сказочников, которые говорят, что возраст хунзакутов кто-то определял по метрическим книгам в мечетях. Нету метрических книг и никогда в Хунзе их не было, потому что язык, на котором говорят хунзакуты — бурушаски — не имеет письменности. Весь комплекс сказаний и прочей информации всегда передавался изустно.

          Предположительно, сказки про 150-летних долгожителей связаны с высоким социальном статусом пожилых людей и с почитанием старших по возрасту в исламе.

          Далее Маккаррисон не владел языками и наречиями местных народностей (а их там много), поэтому кого именно осматривал и лечил, и в Хунзе это было или еще где, остается за кадром. В отличие от Кларка, кстати, который лично писал эмиру Хунзы и просил разрешения на посещение страны, кое получил, и жил он непосредственно в Хунзе, и лечил именно хунзакутов, в том числе тех, которых к нему лично направлял эмир, да и самого эмира впридачу. И ехал он в Хунзу с целью, в том числе, лечить людей — опять же почитайте книгу. И хоть подумайте, прежде чем писать про Кларка в пункте 3. Как Вы себе представляете — человек едет в чужую страну, по Вашему мнению, не имея понятия о медицине, лечит там людей. Если не имеет понятия, уж очевидно, какое бы это было лечение — да его местные в лапшу изрубили бы, если бы от его лечения кто-нибудь умер, не говоря уже о том, что он бы тупо в тюрьму попал — ведь все визы и разрешения оформлялись официально через правительство.

          Что касается мышек и крыс, которых якобы по диете хунзакутов Маккаррисон кормил, это вообще смешно. Во-первых, очевидно, что если есть консервы, сахар и белый хлеб, здоровье будет не очень, а если есть фрукты и проч., здоровье будет получше. Во-вторых, исследования на крысах Маккаррисон проводил в Англии и в Конуре, штат Тамил Наду, Южная Индия. Конур от Хунзы находится на расстоянии более 2,5 тысяч километров по прямой, так что абрикосы из Хунзы ему туда никто не доставлял. В Англию — тем более.

          • Давайте включим элементарную логику.
            Был врач Маккаррисон. Факт? Факт.
            Он исследовал народ, который питался по-вегетариански, хотя и скудно, жил почти в первобытных условиях в определенной климатической среде. Факт? Факт.
            Он сделал выводы, что у этого народа отсутствует большинство болезней и живут они долго. Факт? Факт.
            ———————
            Теперь скажите, на каком основании вы называете факты ложью? На том, что этот народ назывался не хунза? Тогда как он назывался? Потому как факты налицо, они свидетельствуют о существовании таких людей — по крайней мере — в начале 20 века.
            ——
            П.С. Я тоже много где путешествовала, но мне и в голову никогда не придет говорить о том, что я знаю местность, где была, и людей тамошних лучше, чем исследователи, которые целенаправленно их изучали. Так как я их не лечила, не изучала статистику, не занималась целенаправленными исследованиями и вообще не видела многого, так как жила там сравнительно короткий отрезок времени (полгода, к примеру). Не 7 и тем более не 14 лет.

          • 1. Включите логику и приведите источники, как это сделал я. Без них это похоже на слепую веру в миф, в который Вам удобно верить, не более того.
            2. Во-первых, уже советовал ранее поучить географию и историю Северного Пакистана. Тогда поймете разницу между Гилгитом и Хунзой. Во-вторых, что касается этого: «Теперь скажите, на каком основании вы называете факты ложью» — на основании данных других исследователей. Источники я Вам привел, в том числе и противоречивые данные того же Маккаррисона, Вы же почему то довольствуетесь только голословными утверждениями.

            По поводу П.С.: Мне доводилось читать лекции по истории и политике Северного Пакистана, в том числе в ряде серьезных организаций, например в штаб-квартире Русского географического общества. Неужели Вы думаете, я бы осмелился этим заниматься, не изучив как следует тему?

          • Вы сами привели источники — книгу Маккаррисона, где изложено то, что изложено. Человек исследовал и писал об этом то, что писал. Пришли другие люди и написали по-другому. Какие факты заслуживают большего доверия? Вот в чем вопрос.

            Можно, конечно, закрыть глаза на исследования Маккаррисона и предположить, что за 7 лет «парню» просто повезло, и все эти годы ему встречались исключительно здоровые хунзакуты-долгожители, показатели здоровья которых он опрометчиво решил обобщить. Тогда, пардон, это не ученый, а шарлатан, которому едва ли предложили бы возглавить исследовательский институт в Индии. Да и зачем ему подтасовывать факты и заниматься такой глупостью всю жизнь?

            Теперь факты, которым вы сами были свидетелем: хунзы в основной массе не едят мясо, так как на него у них нет денег (как, кстати, и большинство индусов). Это все, что вы могли более-менее достоверно сообщить после своего визита. Ведь наличие больницы — естественное явление для 21 века, а с какими заболеваниями туда попадают люди — вам это неизвестно.

            Также нет и современных статистических данных о здоровье этого народа. То ли мы их просто не нашли, то ли исследованиями действительно никто не занимался.

            Можно и дальше, конечно, продолжать эту дискуссию, пытаясь доказать каждый свою версию. Но мне видится это бессмысленным. Так как современных источников, откуда бы мы могли черпать достоверную информацию, просто нет у нас на руках. И заявлять о том, чем сейчас болеют и не болеют хунзакуты и сколько они живут просто абсурдно.

          • Есть и другая версия — что в начале 20 века состояние их здоровье было одним, а затем какие-то факторы повлияли на его изменение. Кстати, эта версия видится наиболее здравой, которую почему-то вы не рассматривали, предпочитая одномоментно «откреститься» от исследований начала 20 века.

          • Пожалуйста, не надо рассуждений на тему, приводите факты и источники.

            >>>Теперь факты, которым вы сами были свидетелем: хунзы в основной массе не едят мясо, так как на него у них нет денег
            Когда и где я об этом говорил? Я не занимался целенаправленно исследованием того, что едят современные хунзакуты. Но для справки: в их забегаловках и ресторанчиках в меню мясо есть.

            >>> (как, кстати, и большинство индусов)
            Хунзакуты не являются индийцами и не являются индуистами.

            >>> Ведь наличие больницы — естественное явление для 21 века
            Так зачем она там, ведь все здоровы?

          • Я знаю, что они не являются индийцами. Но индийцы в большинстве своем вегетарианят по тем же причинам, что и хунзакуты. А больницы нужны хотя бы, чтобы гипс наложить (от переломов и травм никто не застрахован). Обещаю больше не писать, да и негде. Если найду источники — обязательно поделюсь)).

          • Мда, я конечно тоже веган, но вы мне напоминаете больную на голову верующую. Маккарисон — книжный червь, теоретик, а не практик. Медики и «специалисты» вам и по телевизору круглыми сутками вещают, и хомячки вроде вас слушают и верят :)

          • Удивительно, как такой комментарий прошел модерацию…
            Кстати, я не веган. И, надеюсь, никогда не примкну к группе воинствующих веганов или вегетарианцев.

  15. Прочитала все залпом!!! взахлеб!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Жду с нетерпением еще, еще и еще…..

    • Спасибо! Рад, что пноравилось. Еще — будет. Сейчас про последнюю поездку в Непал пишу и про Крым параллельно.

  16. Виталий

    А как насчёт перехода людей на питание Хунза, и проживших под сто лет Говард Хей (100) или Ральф Бирхер (90).
    Хунзакутов превратили в бренд, поэтому и приписали много идеалистичного. Но сравнив (на фото) 60 летнего хунзакута и 55 летнего Собянина (на фото :)), примерно понимаешь, кто кому фору даст.
    В вашей статье не описываются также подвижные игры пожилых хунзакутов.
    В конечном итоге, вы может и снимаете идеализацию с бренда «народ Хунза», но никаких серьёзных доводов против пользы их питания — «ограничение приёма белковой и жирной пищи».
    Спрошу радикально — будь у них хотя бы наша медицина, и открой знакомый армян рядом овощной рынок (для витаминов) — разве нельзя было бы назвать их нацию здоровее нашей.

    • А никак. Это нулевая статистика — 2 человека в выборке. Никто не знает, благодаря (или вопреки) чему они столько прожили. Вот картинка в тему: http://img2.demotywatoryfb.pl/uploads/201206/1339659681_by_qkaracza_600.jpg

      Сравнивание хунзакута с Собяниным тоже не имеет смысла — по очевидным причинам.

      Расскажите, пожалуйста, про подвижные игры пожилых хунзакутов.

      Я не собирался приводить какие-либо доводы за или против их питания, я просто показал, что хунзакуты не вегетарианцы, что они болеют, что они не живут в среднем по 120 лет.

      Насчет радикального вопроса — он опять же не ко мне, во-вторых, слишком расплывчатые критерии: что подразумевать под нашей медициной? Хороша она или плоха? Подавляющее большинство лекарств у нас, вылечивая одно, калечат другое, например, и что?

  17. Александр

    Любопытная эта мадам Маргарита ))) Тыркнул на ее имя и все сразу встало на свои места. Тролль без фактов, да и только )))

    Спасибо вам за статью, очень познавательно!

    Наука должна ставить на место мракобесие.

    • Любопытная, точно )

      Пожалуйста!

    • Фактов у меня ровно столько же, сколько и у всех участников дискуссии
      ветки. И, возможно, заинтересована докопаться до истины даже больше, чем
      автор этой статьи.
      Так что попрошу мадам Маргариту не оскорблять.
      И к троллям не причислять. Так как если бы вы заглянули вот
      в этот раздел, то поняли бы, что для меня научный подход и факты
      — превыше всего: http://vegetarianskij.ru/o-sayte/

  18. Уважаемый автор,
    спасибо за статью! В фейсбуке сейчас ходит очередная серия (так полагаю, не первая и не последняя) с воспеванием этого замечательного народа и обстоятельств его жизни. Народ активно шерит и распространяет. Сначала восхитившись (ибо эта инфа мне попалась на глаза впервые), затем все же почувствовала, что что-то не то, еще информации не хватает, пошла искать — и нашла Вашу статью. И все встало на свои места :) Спасибо!
    Хотя, в самой «утке» мне все же просматривается некая современная тоска по вечной и счастливой жизни без болезней и проблем. Возможно, в ведические времена люди именно так и жили…
    А как можно подписаться на Ваши статьи? Оч интересует тема Востока в последнее время.

    • Здравствуйте!

      Тоска просматривается, конечно. Сколько рассказов про Тибет, про Хунзу и т.д.

      Спасибо Вам за отзыв.

      Подписаться можно в левой колонке — в самом низу есть форма.

      Кроме того, я есть в ЖЖ, Фейсбуке и Вконтакте — там я всегда выкладываю ссылки на новые материалы на сайте.

      • Спасибо, нашла и подписалась. В ФБ тоже Вас нашла.
        Очень интересные материалы у Вас, сейчас читаю об исламе vs other religions, pro’s&con’s, очень, очень интересно! Дальнейших успехов Вам и всего светлого! :)

  19. Я вас нашёл после прочтения материала о хунза на сайте http://vegetarianskij.ru/hunza-narod-ne-znayushhij-boleznej/ . Нашёл не сразу: выдумки вегетарианцев забили все верхние строчки у поисковиков. Тем не менее нашёл и хочу вам сказать спасибо. Поначалу я и сам отнёсся к этому материалу о хунза некритично, хотя уже встречался с откровенной ложью вегетарианцев, зачисляющих к примеру Брюса Ли в свои ряды. Я сам вегетарианец, но не согласен с теми, кто всеми правдами и неправдами стремится притягивать людей под свои знамёна.

    • Спасибо Вам. Я не вегетарианец, но не против вегетарианства нисколько — каждый сам выбирает, что есть, а что нет. Но я против сказок, а сказка про Хунзу — одна из наиболее часто встречающихся.

  20. Удивительное интересное захватывающее чтиво. Сам увлекаюсь историей, также увлечен различными разгадками мифов. Подписался на Ваши обновления. О ханзах, их воинственность была частично обусловлена так же и тем, что они могут являться потомками хашишинов.

    • Рад, что понравилось. Будь даже хунзакутами потомками низаритов, не думаю, что это бы играло большую роль.

  21. Спасибо за очерк! очень интересно было почитать, я про народ хунзы читаю уже давно, раньше писали что они ели вяленое мясо, потом плавно превратились в вегетарианцев, нет у них ни болезней, ни религий. мне стало интересно и я нашла страницу с опровержением:
    http://en.wikipedia.org/wiki/Hunza_people
    а потом уже и вашу статью. надо будет дать вегетарианцам ссылку на вас, чтобы не морочили людям голову.

  22. Кларк лечил 5 тысяч 684 пациента (из Вашей статьи). И ни одного случая раковых опухолей (опять же — из Вашей статьи).
    на самом деле интересен именно этот фактаж. А горячие диспуты о том — болеют или не болеют — смешны. любой живой организм подвержен заболеваниям и травмам. мне, например, интересна теория о употреблении ими в большом количестве амигдалина, содержащегося в косточках абрикос. И как следствие — отсутствие статистики по канцеру.
    Хотелось бы, чтобы в спорах антиподы не убили полезное зерно истины.

    • Чтобы зерно истины не убить, имеет смысл поехать в местный госпиталь и поднять статистику за поледние лет 20 по раку. Тогда и можно рассуждать. Я писал в целом про народ, который якобы не знает болезней.

      Мне. к сожелнию, в тот момент было не до статистики. Но пациенты в госпитале есть, и врачи там не простаивают.

  23. Здравствуйте.

    Не могли бы вы указать первоисточники материалов, используемых в очерке, на английском языке? Хотелось бы почитать.

    • Анна, здравствуйте.

      Напишу сегодня весером, как дома окажусь.

    • Clarck — Hunza — Lost Kingdom of the Himalayas
      Knight — Where three empires meet
      Tobe — Hunza, adventures in a land of paradise
      Rodale — The Healthy Hunzas
      Younghusband — The Heart of a Continent, a Narrative of Travels in Manchuria, Across the Gobi Desert, Through the Himalayas, the Pamirs, and Hunza
      McCarrison — Studies in Deficiency desease

      И ряд других.

  24. Такое ощущение судя по разбросу по датам сообщений в комментах, что они призваны нагнать еще больше тумана из которого основным лейтмотивом следует следующее-народа долгожителя, а тем более вегетарианцев быть не может впринципе… приведите пример более здорового иного народа, а то игра какая-то в одни ворота получается и наша жизнь с питанием ГМО, всевозможными добавками в пище, алкоголем, табаком, культом мертвой еды (как потребления трупов, так и убитой термически), медико-фармакологический геноцид вещи заслуживающие меньшего внимания? Разве люди от этого здоровее? Что то вы не те мифы яростно развеивать бросились, хотя есть бесспорно очень крупные ивлиятельные силы в этом заинтересованные…

    • Простите, а кто «призывал» комменты «нагонять туман»?

      >>>народа долгожителя, а тем более вегетарианцев быть не может впринципе

      О влиянии вегетарианства на продолжительность жизни целых народов, полагаю, исследований нет. Кто-то придумал сказку про Хунзу и выдал ее за правду. Я раскрывал именно этот вопрос. И причем здесь ГМО и «игры в одни ворота», не очень понятно.

    • Ну почему нет, вот поищите по контексту, есть такая книга, на русский переведена: Дэн Бюттнер «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей.» Легко читается, выводы понятные, примеры мест долгожительства есть. Один из выводов — вегетарианство не является условием статистически выявленного долгожительства.
      А по теме статьи — народность хунзу не упоминается в числе подтвержденных случаев выявленного долгожительства.

    • И что плохого в ГМО и пищевых добавках?

      Вы вот пищу солите? Перчите? Масло добавляете? Это тоже пищевые добавки.

      «культом мертвой еды (как потребления трупов, так и убитой термически)», — а-а-а, да вы из секты веганов.

  25. Альберт Юсупов

    Поражает темпераментность великих разоблачителей. Конечно, выполнен немалый труд, чтобы показать настоящее время хунзы. Но!!!! Вспомнили ли Вы: первооткрыватели египетских и др. гробниц, в основном, таинственно умирали в ближайшие годы; найденные в Сибири в 1978 г. отшельники — семья Лыковых, вымерла очень быстро. Трое детей — в 1981 г., отец — в 1988 г., только одна дочь, 1945 г.р. выжила до сих пор. Из Википедии: «Анализ крови Агафьи и Карпа Осиповича показал отсутствие антител к большинству болезнетворных вирусов». О хунзы: если народ жил абсолютно без контактов с внешним миром и только в начале прошлого века произошел контакт. Всевозможные экпедиции начались гораздо позже. Как можно о чем-либо рассуждать, если велика вероятность, что человек и принес им болезни. Среда обитания формирует иммунитет. И вдруг резко в среде появляются новые опасные элементы. Чем организму защищаться???

    • Караванный путь в Хунзе, соединяющий Кашгар с Индией, существует не одну сотню лет и существовал до прихода англичан в регион. Как раз по этому пути нынче проходит Каракорумское шоссе. Хунза очень даже контактировала с внешним миром.

  26. Отлично, спасибо.
    Здоровья тебе богатырского)

  27. А самое главное забыл — так какая в итоге у них продолжительность жизни?

  28. Спасибо большое) я жила с этим мифом в голове несколько лет…., но важно то, что это заставляет задуматься не только об этом разоблачении, а вообще о том какая информация «льётся» в наши уши. Нужно всё проверять. А то как предлагают нам жить «выдумщики и мечтатили» очень правильно, но мы можем это делать будучи кем угодно. Думать позитивно, улыбаться, не нервничать, не ссориться и есть побольше полезной и поменьше вредной пищи))
    Ещё раз спасибо

  29. Хотелось задать пару личных вопросов , дайте имаил или телефон…

  30. Спасибо ! Написал вам.

  31. hunza-po albanski hunde-poruski-nos
    burashki-burrash -jazik mushcinam
    baltora-balta-bollota
    na urosh -naurosh-na zdarovie
    imiri-i miri-haroshi umni celoviek-stari
    pamir-me pa mir -haroshaia pamiat
    kukllesa-kullesa-kanalli…………… itd
    hunzaki eti astatki armi iskander velikava makedonskova
    hunzaki — ilirci-makedonski
    iazik -albannski……………………….

    • С албанскими сходства вроде никто не находил. То, что хунзакуты могут быть потомками Македонского — да, есть такая версия.

  32. Бред собачий.
    такие доводы странные вообще ни о чем. аля вот этот человек там не был, а брал данные из британских военных источников. — у вас есть повод не доверять британским военным источникам? у меня нет.
    а вот этот врач вылечил целых 5 тыс человек от глистов и больных зубов. от болезни, прямо) у них даже ПРОСТУДЫ не было оказывается)
    а другой врач сказал, что у него не было пациентов ( который лечил тяжелые заболевания!) он врун! ага. он занимался лечением рака, а не зубов и теперь он врун из за того, что они раком не болеют)
    Блин. просто гениальная статья) ну настолько за уши притянуто все )

    • Уже устал спорить на эту тему ввиду того, что спорщики не владеют информацией, никогда не были в регионе и не представляют условий жизни там. Почитайте самую длинную ветку комментариев к этой записи. Британские военные источники — это один источник — все тот же пресловутый Маккаррисон. Поинтересуйтесь его библиографией, вопросы отпадут сами собой.

      Насчет вегетаринаства — вегетарианцы, это люди, которые не едят мяса животных. Хунзакуты его едят, следовательно, они не вегетарианцы.

      >>>То, что там есть больница не значит, что в ней есть тяжело больные и судя по вашим данным их там никогда и не было.

      Какие интересные выводы Вы сделали из моих данных. Судя по Вашей аругментации и тому, с какими ошибками Вы пишете, Вам вряд ли сильно больше 20 лет. Что позволяет в принципе усомниться в знании Вами предмета. Поберегите свое время.

  33. и с каких это пор вегетарианцы — это те, кто не ест мясо осознанно. они не едят мясо, потому что у них такой возможности — они тоже вегитарианцы.
    и к слову, это влияет на качество жизни. то что они ели бы мясо, если б могли не делает их всеядными и не говорит о том, что вегетарианство не влияет на их жизнь.
    да и еще. возможно у детей после голодания был авитаминоз, но вы знаете, что голодание способствует выдедению определенных ферментов, которые укрепляют клетки — а это безусловно влияет на продолжительность жизни.
    ни одного НИ ОДНОГО адекватного довода. просто желание все разносить, без ведомой на то причины)

  34. При этом всем, Вы, как Вы сами сказали не имеете точных данных о том, сколько же они на самом деле живут) и что в таком случае вы «разоблачили» мне не понятно .То, что там есть больница не значит, что в ней есть тяжело больные и судя по вашим данным их там никогда и не было.

  35. Отличная работа! Спасибо за правду. Мир обязан быть уравновешенным.

  36. я так и не поняла из текста правда они все живут за 100 или нет?

  37. Владимир Глухов

    Весьма интересно! Спасибо!
    Почитаю и остальные 14 публикаций…

  38. Сергей! Огромное спасибо за статью! Ранее попадалось много информации о хунзах, всегда одно и тоже….абрикосы, долголетие…и что-то внутри не соглашалось… А сама статья очень умная, реальная н позитивная! Я сама заядлая путешественница, особенно в молодости, а после статьи прямо зазудело…. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

  39. прочитал три статьи, очень интересно

  40. Дмитрий

    >>>> О влиянии вегетарианства на продолжительность жизни целых народов, полагаю, исследований нет.

    На самом деле есть. Например, книга американского биохимика Колина Кэмпбелла «Китайское исследование». Он пишет об установленной связи между употреблением белков животного происхождения (мяса, молока, яиц и т.д.) и частотой возникновения рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза, которые он относит к «болезням богатых» [стран]. При этом инфекционные заболевания (малярия, дизентерия, хламидиоз, лишай) — это «болезни бедных», которые в целом не связаны с питанием, но характерны для стран с плохой гигиеной, медициной, водой и т.д. Также у жителей бедных стран растительная диета зачастую однообразна и не всегда включает все необходимые микроэлементы.
    Таким образом, некоторые «мифы» о Хунзе МОГУТ быть правдивы — в части отсутствия некоторых серьезных болезней, связанных с питанием. Тут, в общем, есть о чем подумать )))

    • Тут стоит рассматривать в комплексе. Например, не только питание, но и сидячий образ жизни, и прочие «излишки» богатых стран.

    • И про эту книгу есть интересные мнения, типа автор делает выводы, какие ему выгодно, а не какие следуют из собранных данных. Например здесь http://www.healthlabs.ru/2014/02/25/china-study-part-1.html

      • Дмитрий

        Да. При этом автор критики продвигает свою собственную диету (кстати, спасибо за наводку).

        Я неспешно изучаю различные теории питания (архаичные, современные), и пока общий вывод такой: никто толком не знает, как питаться правильно :)) Может быть единственно правильного способа и нет, как знать.

        • Правильно — тоже неправильное слово. Правильно для чего? Чтобы похудеть? Прожить дольше? Стать более здоровым в данное время? Добиться спортивных результатов? Разные задачи — разные рецепты. Так что единственно правильного способа точно нет, Вы правы. Хотя даже точная формулировка цели не дает одинаковости, все-таки сильно сужает поле…

  41. Спасибо за статью.
    Действительно, народы мира мечтают о счастливой жизни, и во всех религиях есть упоминание о том, что в будущем люди будут жить в гармонии и мире друг с другом и наступит Божье Царство.
    Бахаи верят, что это случиться в нашу эпоху через Учение Бахауллы, что было дано в 19 веке в Тегеране и целью которого было объединить народы и племена земли в одной Вере. «Высшим лекарством и наимогущественным средством исцеления всего мира избрал Господь союз всех его народов в одном всеобщем деле, единой Вере.»

  42. Хочу поблагодарить автора за чудные заметки. Читаю «запоем». Пожалуй, еще ни один сайт, посвященный путевым заметкам не читала от «а» до «я».
    Отдельное восхищение вызывает то, как глубоко автор «копает». Особенно поразило это в статье, посвященной петроглифам.
    Касательно этой статьи могу лишь сказать, что очень люблю «истории с разоблачением». Чего бы они не касались. Я не употребляю мясо 8 лет, и это вроде бы никак не влияет на мою способность мыслить критически :))) Периодически из-за этого случаются у меня бурные споры с «просветленными» знакомыми, которые романтизируют Индию и подобные ей места.
    Увы, ни золотого века, ни райских мест, судя по всему, не было и не будет. Нужно просто это принять. Се ля ви…

    • Спасибо! Продолжаю писать, правда, не так быстро и много, как хотелось бы.

      «Просветленных» много в любых сферах деятельности, к сожалению )

  43. Александр
    on Мар 16, 2014
    at 18:19
    А самое главное забыл — так какая в итоге у них продолжительность жизни?

    se_boy
    on Мар 17, 2014
    at 08:00
    Насколько знаю, средняя. И уж точно не 120 лет )
    Средняя — это сколько?119 лет? Или 130? Почему Вы не верите официальным данным переписи 1963 года (110-120 лет!)? Этот ключевой факт (110-120 лет!) Вами НЕ опровергнут, то есть ставит крест на Ваших «разоблачениях», поскольку Вы за деревьями НЕ видите леса.

  44. Спасибо огромное за статью, она очень интересна и старается дать объективную картину, хотя бы потому, что дается из первых рук. Что до комментариев: каждый слышит то, что хочет слышать, — логика отключается. Действительно, если хунза живут по 110-120 и женщины рожают уж до 65(!) лет, почему их так мало? При том что при отсутствии болезней и голода население с каждым последующим поколением (25-30 лет) растет даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии!
    С уважением, Аида

    • Спасибо за отзыв!

      Я про Хунзу планирую еще одну запись сделать в течение января-февраля, нашлись кое-какие интересные данные, в том числе статистические.

    • Дмитрий

      >>>>При том что при отсутствии болезней и голода население с каждым последующим поколением (25-30 лет) растет даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии!

      Такой рост, как правило, ограничен ресурсами территории проживания. Т.к. при резком увеличении плотности населения появляются и болезни, и голод. Прорывы в медицине, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. позволяют преодолеть естественные ограничения, но это явно не про Хунзу :)

  45. Сергей, спасибо за сайт!
    Читается как роман-детектив, на одном дыхании.
    Было бы здорово издать книгу. Инфы уже достаточно.
    С нетерпением ждем новой статьи про Хунзу.

  46. Здравствуйте, интересная статья, давно не была в горах, захотелось)
    Что касается болезней, думаю можно сказать , что до сих пор там работает естественный отбор и ,если бы многие из нас (с нашей генетикой )там оказались и вынуждены бы были жить, то испытали бы на себе его беспощадность).

    Например:
    В горах редко болеется ( по моему личному опыту) . Я думаю — это потому, что организм поставлен перед необходимостью выживать и все адаптационные механизмы запущены на максимум. Но ,когда- то может случится и срыв адаптации).

    В городах имеет место скученность населения и все , что называется » простудой» имеет вирусную природу, т. е. передается воздушно-капельно и контактно- бытовым путем ,бесконечно » пересеваясь» от из одного организма в другой и непрерывно мутируя. Вот , на мой взгляд ,одна из причин частоты » простудных » заболеваний » у нас, » на равнине» в городах, которая отсутствует в гораздо менее населенных горных районах.
    Но , если уж довелось заболеть в горах, то течение болезни всегда тяжелее . Раны заживают гораздо медленнее. Как известно» высота убивает», а шансы на выживание всегда увеличиваются со сбросом высоты над уровнем моря ).
    В общем, на мой скромный взгляд, причина любых феноменов долгожительства ( если таковые встречаются чаще среди горцев) в генетических особенностях местного населения ,получившихся благодаря многовековому беспощадному естественному отбору, а не из-за чистоты помыслов и сыроедения.
    Кроме того, могу сказать, что горцы всегда старее выглядят внешне, чем жители равнины. Мне , например, местные жители горных районов по внешнему виду давали 18 лет в мои 26 и это не исключение).
    Значимо:
    В профилактике множества заболеваний современного социума играет огромную роль регулярная физическая активность, с детства). Но так же значимо рациональное полноценное питание ( как врач не могу сюда отнести сыроедение и вегетарианство , особенно для горной местности), а так же и отсутствие вредных привычек.
    Это мое мнение),хоть оно и запоздало немного , надеюсь никто не обижен.

  47. Большое спасибо за статью, я тоже сомневался насчет долгожителей Хунзы.Давно занимаюсь проблемой старения и долгожительства.Материалов много возможно скоро напишу статью.Начет питания могу сказать , что питание не увеличивает продолжительность жизни, здесь другие работают факторы, но оно может сократить максимально возможный для данного индивида срок, если содержит вредные компоненты.И самое вредное среди них это переедание.И здесь ни вегетарианство ни мясоедство не играет никакой роли, если только оно качественное, свежее.Вспомните о центрах долгожительства, это и Кавгаз, где красное вино и фрукты и Эвенкия где основная пища мясо.

  48. Илья Маник

    Здравствуйте дорогой всевидящий глаз мальчика разоблачителя!
    Вы, наверное, еще и тот глаз разоблачений, кто в интернете ведет рубрику о том, что астронавты США никогда небыли на луне?
    МИГ

  49. чтобы развеять мысли о том, почему мы живем так мало и что нам не дает это делать, рекомендую почитать книгу «Китайское исследование Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья»
    Колин Кэмпбелл

    На мой взгляд там все подробно описано. В нашем обществе в мире технологий и прогресса дожить до 80 это чудо, Но как мы питаемся? А этим вопросом никто не задается. Все мечтают о жизни без болезней , не замечая как мы сами себя медленно убиваем. Просьба комментировать после прочтения данной книги.

  50. евгений

    Есть такие люди как Друзьяк,благодаря «мифу» о районах долгожительства,пришедший к важности употребления воды с низким содержанием кальция(почти талой).И есть видеоматериал(уважаемого и известного и не в таком уж узком кругу) человека, испытавшего на себе и своём товарище верность этой идеи.Одному кстати за 80.http://www.youtube.com/watch?v=XILdkzmJ4Ig.Вот это правда,а ваша»правда» мутная, несмотря на статистику и убийственный козырь»я там был и всё видел».Кто вы?Фото какого-то мужчины на какой-то постройке,утверждение,что это вы…Ссылки на наглоязычные источники-одного геолога»лечившего»аборигенов,другого разведчика,по словам которого туземцы- бандиты,шалавы и пьяницы.Это какая-то шоковая терапия,»из огня да в полымя».Зачем вы это делаете?

    • Я пишу то, что знаю. О свойствах воды в Хунзе мне ничего неизвестно, кроме того, что в ней колоссальное количество взвеси. Если набрать в прозрачную бутылку, выглядит почти как мутная моча. Есть статистика, пусть косвенная по долгожительству. Вторую часть читали? http://navostok.net/many-years-to-hunza-people/

    • Всё, пошли вопли обиженных шизотериков.

      «И есть видеоматериал(уважаемого и известного и не в таком уж узком кругу) человека, испытавшего на себе и своём товарище верность этой идеи», — и где доказательства, что испытал?

      «Ссылки на наглоязычные источники», — а чем не нравятся? Сказки ваши развенчивают, да?

  51. Прочла обе статьи о Хунзе — спасибо большое за подобный труд. Факты, подкрепленные источниками, легко читаются, фотографии тоже хорошие. Буду шерстить ваш сайт, мне очень понравилось как вы пишите!

  52. что я могу сказать, кому-то очень не нравится, когда кто-то лучше, чем он сам. Быть вегетарианцем и голодать — очень здорово. Этим занимаются мудрецы древности уже миллионы лет. А из недавних — Пифагор, Платон, Сократ. Я сама вегетарианка, а моя сестра веганка и сыроедка. Я знаю детей, которым уже больше 10 лет, и они с рождения вегетарианцы. болеют, как и другие дети. А в целом здоровы. Я за милосердие. А здесь доказывается, что якобы этот народ и не долгожитель вовсе. И вовсе не вегетарианцы. Что я могу сказать, никому ничего не докажешь. У каждого в сердце Параматма и Она дает память, знание и забвение. Вы можете считать, что я в иллюзии, а я считаю, что вы в иллюзии. История покажет. Бхагавад Гиту читают миллиарды лет. С момента сотворения вселенной. Вы верите, возможно, что Бога нет, и это атомы сами по себе соединяются и получается восход и заход солнца каждый день, весна, лето, зима, осень — всё случайно. Я же вижу во всем проявление бесчисленных удивительных энергий Хари.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *